Психология » Клиническая психология » Нарушение сознания. Виды

Нарушение сознания. Виды

Сознание — еще одна интегративная сфера психической деятельности, которая, наряду с волевой и интеллектуальной, выходит за рамки отдельного познавательное процесса. По определению, сознание есть высшая форма отражения действительности, способ отношения к объективным закономерностям. Считается, что сознание обладает такими характеристиками, как: воображение и рефлексия.

В прикладном аспекте сознание человека оценивается на основании осознания им себя (собственной личности) — идентификации осознания пространства и времени, в котором в данный момент он существует. Характеристика патологии сознания исходит именно из данной характеристики.

К.Ясперс противопоставлял сознание собственного «Я» предметному сознанию и выделил четыре формальных признака самосознания, нарушение которых является типичным для психической патологии: 1) чувство деятельности — осознание себя в качестве активного существа; 2) осознание собственного единства в каждый момент времени; 3) осознание собственной идентичности и 4) осознание того, что «Я» отлично от остального мира, от всего, что не является «Я».

Расстройства сознания разделяют на две группы: состояния выключенного и расстроенного сознания. К первым относят обнубиляцию, сопор и кому, различающиеся лишь выраженностью нарушения сознания (при коме сознание утрачивается полностью); ко вторым — делирий, аменцию, онейроид и сумеречное расстройство сознания, при которых, наряду с нарушением собственно сознания и самосознания, отмечаются расстройства и других познавательных процессов .

Дифференциально-диагностические критерии расстройств сознания

Клинические параметры

Делирий

Онейроид

Аменция

Сумеречное расстройство

Нарушения ориентировки

в месте,

времени

в месте,

времени

и собственной

личности

(при истинном)

в месте,

времени, собственной личности

в месте,

времени

Преобладающие расстройства восприятия

яркие зрительные истинные

галлюцинации

и иллюзии

фантастические зрительные и слуховые псевдогаллюцинации

отрывочные слуховые истинные и псевцогаллю-цинации

яркие зрительные и слуховые истинные галлюцинации

Преобладающие расстройства мышления

бредовые идеи

преследования, отношения

фантастические бредовые идеи величия, воздействия

бессвязность, инкогеренция, отрывочные идеи преследования

бредовые идеи преследования

Преобладающие аффективные расстройства

тревога,

страх

эйфория, благодушие, "зачарованность"

аффект недоумения, смена аффекта

дисфория

Расстройства памяти

амнезия отсутствует

гипомнезия

амнезия

амнезия

Длительность

часы

сутки

сутки, недели, минуты, часы

Выход из состояния

постепенный с резидуальными явлениями

постепенный

постепенный

резкий


Тест Равена
Методика предназначена для изучения логичности мышления. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указат ...

Теоретические основы проблемы исследования влияния игры на развитие самооценки дошкольников. Психолого-педагогический подход к сущности понятия самооценки и ее особенности у детей старшего дошкольно
Рассматривая развитие самооценки в онтогенезе, можно заметить, что новорожденные и младенцы не имеют четких границ своего существа, не понимая, что они - особая, отдельная от остального мира его часть. [1]. Младенец не знает, где кончается он сам и начинается другой человек. Он считает именно себя причиной всех изменений и всякой актив ...

Генетическая теория Ж.Пиаже
Исследование детского интеллекта он строит на основе наблюдений и изучения действий детей. Ребенок, по мнению Пиаже, является природным существом, и в то же время с момента рождения он представляет автономную и активную единицу, обладающую внутренней структурой. Его действия детерминируются окружающим миром. Однако ребенок не просто отв ...

Категории