Нарушение сознания. Виды
Сознание — еще одна интегративная сфера психической деятельности, которая, наряду с волевой и интеллектуальной, выходит за рамки отдельного познавательное процесса. По определению, сознание есть высшая форма отражения действительности, способ отношения к объективным закономерностям. Считается, что сознание обладает такими характеристиками, как: воображение и рефлексия.
В прикладном аспекте сознание человека оценивается на основании осознания им себя (собственной личности) — идентификации осознания пространства и времени, в котором в данный момент он существует. Характеристика патологии сознания исходит именно из данной характеристики.
К.Ясперс противопоставлял сознание собственного «Я» предметному сознанию и выделил четыре формальных признака самосознания, нарушение которых является типичным для психической патологии: 1) чувство деятельности — осознание себя в качестве активного существа; 2) осознание собственного единства в каждый момент времени; 3) осознание собственной идентичности и 4) осознание того, что «Я» отлично от остального мира, от всего, что не является «Я».
Расстройства сознания разделяют на две группы: состояния выключенного и расстроенного сознания. К первым относят обнубиляцию, сопор и кому, различающиеся лишь выраженностью нарушения сознания (при коме сознание утрачивается полностью); ко вторым — делирий, аменцию, онейроид и сумеречное расстройство сознания, при которых, наряду с нарушением собственно сознания и самосознания, отмечаются расстройства и других познавательных процессов .
Дифференциально-диагностические критерии расстройств сознания
Клинические параметры |
Делирий |
Онейроид |
Аменция |
Сумеречное расстройство |
Нарушения ориентировки |
в месте, времени |
в месте, времени и собственной личности (при истинном) |
в месте, времени, собственной личности |
в месте, времени |
Преобладающие расстройства восприятия |
яркие зрительные истинные галлюцинации и иллюзии |
фантастические зрительные и слуховые псевдогаллюцинации |
отрывочные слуховые истинные и псевцогаллю-цинации |
яркие зрительные и слуховые истинные галлюцинации |
Преобладающие расстройства мышления |
бредовые идеи преследования, отношения |
фантастические бредовые идеи величия, воздействия |
бессвязность, инкогеренция, отрывочные идеи преследования |
бредовые идеи преследования |
Преобладающие аффективные расстройства |
тревога, страх |
эйфория, благодушие, "зачарованность" |
аффект недоумения, смена аффекта |
дисфория |
Расстройства памяти |
амнезия отсутствует |
гипомнезия |
амнезия |
амнезия |
Длительность |
часы |
сутки |
сутки, недели, минуты, часы | |
Выход из состояния |
постепенный с резидуальными явлениями |
постепенный |
постепенный |
резкий |
Тест Равена
Методика предназначена для изучения логичности мышления. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указат ...
Теоретические основы проблемы исследования влияния игры на развитие
самооценки дошкольников. Психолого-педагогический подход к
сущности понятия самооценки и ее особенности у детей старшего дошкольно
Рассматривая развитие самооценки в онтогенезе, можно заметить, что новорожденные и младенцы не имеют четких границ своего существа, не понимая, что они - особая, отдельная от остального мира его часть. [1].
Младенец не знает, где кончается он сам и начинается другой человек. Он считает именно себя причиной всех изменений и всякой актив ...
Генетическая теория Ж.Пиаже
Исследование детского интеллекта он строит на основе наблюдений и изучения действий детей. Ребенок, по мнению Пиаже, является природным существом, и в то же время с момента рождения он представляет автономную и активную единицу, обладающую внутренней структурой. Его действия детерминируются окружающим миром. Однако ребенок не просто отв ...