Психология » Клиническая психология » Нарушение сознания. Виды

Нарушение сознания. Виды

Сознание — еще одна интегративная сфера психической деятельности, которая, наряду с волевой и интеллектуальной, выходит за рамки отдельного познавательное процесса. По определению, сознание есть высшая форма отражения действительности, способ отношения к объективным закономерностям. Считается, что сознание обладает такими характеристиками, как: воображение и рефлексия.

В прикладном аспекте сознание человека оценивается на основании осознания им себя (собственной личности) — идентификации осознания пространства и времени, в котором в данный момент он существует. Характеристика патологии сознания исходит именно из данной характеристики.

К.Ясперс противопоставлял сознание собственного «Я» предметному сознанию и выделил четыре формальных признака самосознания, нарушение которых является типичным для психической патологии: 1) чувство деятельности — осознание себя в качестве активного существа; 2) осознание собственного единства в каждый момент времени; 3) осознание собственной идентичности и 4) осознание того, что «Я» отлично от остального мира, от всего, что не является «Я».

Расстройства сознания разделяют на две группы: состояния выключенного и расстроенного сознания. К первым относят обнубиляцию, сопор и кому, различающиеся лишь выраженностью нарушения сознания (при коме сознание утрачивается полностью); ко вторым — делирий, аменцию, онейроид и сумеречное расстройство сознания, при которых, наряду с нарушением собственно сознания и самосознания, отмечаются расстройства и других познавательных процессов .

Дифференциально-диагностические критерии расстройств сознания

Клинические параметры

Делирий

Онейроид

Аменция

Сумеречное расстройство

Нарушения ориентировки

в месте,

времени

в месте,

времени

и собственной

личности

(при истинном)

в месте,

времени, собственной личности

в месте,

времени

Преобладающие расстройства восприятия

яркие зрительные истинные

галлюцинации

и иллюзии

фантастические зрительные и слуховые псевдогаллюцинации

отрывочные слуховые истинные и псевцогаллю-цинации

яркие зрительные и слуховые истинные галлюцинации

Преобладающие расстройства мышления

бредовые идеи

преследования, отношения

фантастические бредовые идеи величия, воздействия

бессвязность, инкогеренция, отрывочные идеи преследования

бредовые идеи преследования

Преобладающие аффективные расстройства

тревога,

страх

эйфория, благодушие, "зачарованность"

аффект недоумения, смена аффекта

дисфория

Расстройства памяти

амнезия отсутствует

гипомнезия

амнезия

амнезия

Длительность

часы

сутки

сутки, недели, минуты, часы

Выход из состояния

постепенный с резидуальными явлениями

постепенный

постепенный

резкий


Динамика развития стрессового состояния
Три основные стадии в развитии общего адаптационного синдрома были выделены еще Селье.[[4]] За описанной динамикой уровня активизации физиологических ресурсов четко прослеживаются связи с перестройкой функциональных систем обеспечения деятельности и, соответственно, изменений типов поведенческой активности. В общих чертах картина выгляд ...

Методы изучения профессиональной направленности
Совершение ответственного выбора профиля обучения в старшей школе, то есть профилирующего направления собственной деятельности, предполагает возникновение у субъекта определенности к конкретному содержанию общественной практики. Выбор отражает ценностные ориентации в отношении профессиональной деятельности, символизирует готовность к са ...

Составление рассказа с использованием отдельных слов
Детям предлагаются отдельные слова. Например: а) девочка, дерево, птица; б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Нужно составить связный рассказ, используя эти слова. ...

Категории