Психология » Теоретические и прикладные аспекты интегративного исследования индивидуальности

Теоретические и прикладные аспекты интегративного исследования индивидуальности
Страница 4

Таким образом, целостная картина многогранных свойств и качеств индивидуальности может воссоздаваться при системном видении объекта изучения, в контексте которого свойства отдельных частей целого определяются закономерностями развития его внутренней, целостной структуры.

Современные исследования, проведенные в школе В. В. Белоуса, позволяют наметить пути создания модели типологии интегральной индивидуальности.

В своей монографии, В. В. Белоус предлагает следующую типологию интегральной индивидуальности:

1. Творческий тип интегральной индивидуальности.

2. Новаторский тип интегральной индивидуальности.

3. Созерцательный тип интегральной индивидуальности.

4. Реактивный (брутальный) тип интегральной индивидуальности.

Описанная выше типология интегральной индивидуальности является по своей сути вероятностной, то есть свободной и изменяющейся. Переходы внутри одной группы или одного класса интегральной индивидуальности в другой зависят от разных объективных и субъективных факторов, а именно: от вида деятельности, внутренних условий, то есть личностной позиции человека, мотивации, социальной адаптированное™, а также возрастных этапов развития, для которых характерны своеобразные внутрисистемные связи индивидуально-психологических качеств личности.

Прикладной аспект интегративного подхода к исследованию индивидуальности связан с широким спектром практических направлений исследований, которые закономерно вытекают из теоретических постулатов, рассматриваемого подхода.

Системные исследования индивидуально-психологических особенностей человека затрагивают такие вопросы прикладной психологии, как:

■ исследование структуры индивидуальности в зависимости от внешней и внутренней детерминации (обнаружение системообразующих факторов в организации подсистем индивидуальности);

■ изучение условий развития и саморазвития индивидуальности;

■ исследование возрастных особенностей становления индивидуальности.

Исследованию системообразующих факторов в организации подсистем индивидуальности были посвящены многочисленные прикладные исследования в научных школах В. С. Мерлина, В. В. Белоуса, Б. А. Вяткина, А. И. Щебетенко, В. М. Русалова, Э. А. Голубевой и др.

К настоящему времени утвердилось положение о том, что системообразующую функцию в структуре интегральной индивидуальности могут выполнять такие свойства субъекта, как индивидуальный стиль деятельности и общения, ценностные ориентации, религиозная активность, мотивация достижения, адаптированность, познавательная активность личности.

Однако не только внутренние свойства субъекта, но и объективные требования деятельности могут выполнять системообразующую функцию в структуре индивидуальности человека. В результате многочисленных экспериментальных исследований обнаружены факты, свидетельствующие о том, что условия жизнедеятельности подростков, различия социума, этническая принадлежность, способы развивающего обучения способны влиять на специфику взаимодействия разноуровневых подсистем в структуре индивидуальности.

Управление объективными условиями деятельности и ситуации наряду со встречным процессом позволяет изменить «внутренние условия» субъекта, а именно, «внутренние условия», то есть уникальность личности способна преломлять «внешние» воздействия, создавая условия для развития собственной активности, субъектности личности.

Определение роли «внешней» и «внутренней» детерминации, а также их взаимодействия при исследовании структуры индивидуальности позволяют обосновать принципы педагогического воздействия, необходимые и достаточные для развития индивидуальности на различных возрастных этапах. В рамках интегративного подхода обоснованы педагогические принципы управления саморазвитием интегральной индвидуальности. Стратегия интегративного исследования индивидуальности предполагает изучение ее как динамической, саморазвивающейся системы.

Состояние большой системы интегральной индивидуальности может описываться как состояние системы в определенный момент времени, и тогда мы имеем дело с анализом синхронической («одновременной»), статичной структуры интегральной индивидуальности. С помощью теоретической модели интегральной индивидуальности можно описать (используя математический и философский метаязыки) сам процесс развития системы интегральной индивидуальности путем сравнения ее синхронических структур. Не менее важным оказывается изучение изменения, трансформации структуры системы, которые происходят в различные временные интервалы. То есть интегральная индивидуальность представляет собой структуру, развернутую во времени, — диахроническую («сквозьвременную»), пластичную структуру. Исследование диахронических структур позволяет реализовать принципы функционально-генетического подхода, который открывает возможности для исследования условий не только развития, но и саморазвития индивидуальности человека.

Страницы: 1 2 3 4 5


Результаты эмпирического исследования. Результаты методики "Задания с кубиками"
По предлагаемой методике выяснялись способности производить пространственные дифференцировки, вычленять элементы и правильно ориентировать их друг относительно друга. Таблица 2 Экспериментальные данные диагностики по заданиям с кубиками Код 2 балла – отказ выполнять задания 3 балла – ниже нормы 4 балла – возрастная норма ...

Исследование особенностей взаимосвязи эмоционального выгорания и эмоциоанльного интеллекта у учителей сельских школ. Специфика педагогической деятельности в условиях села
Каждый человек включен в систему определенных отношений и выступает носителем культурных традиций и систем связей своего окружения. Он по природе своей социален и потому включен в общественное бытие, которое имеет свою специфику. В зависимости от того, где человек проживает - в городе или селе, его психологический мир приобретает опреде ...

Структура “я” и самооценка
В начале подросткового возраста (11-12 лет) в содержании “я” заметны существенные изменения. Во первых отмечается бурный рост негативных самооценок: 34% мальчиков и 26% девочек дают себе полностью негативные характеристики. Наряду с редким ростом числа негативных самооценок, изменяется главный критерий. На 1-ое место выходят нравственн ...

Категории