Психология » Теоретические и прикладные аспекты интегративного исследования индивидуальности

Теоретические и прикладные аспекты интегративного исследования индивидуальности
Страница 2

В. С. Мерлин убедительно показывает реальность существования между разноуровневыми характеристиками индивидуальности не только одномногозначных, но и много-многозначных связей.

Имеются многочисленные исследования взаимосвязей свойств отдельных уровней интегральной индивидуальности как в зависимости от условий, так и от результативности деятельности. Экспериментально была подтверждена гипотеза В. С. Мерлина о наличии много-многозначной связи между системами интраиндивидуальных и метаиндивидуальных качеств с опосредующим звеном — индивидуальным стилем деятельности. Проводились многочисленные исследования взаимовлияния свойств трех и более уровней интегральной индивидуальности.

Пристальное внимание при интегративном подходе к исследованию индивидуальности уделяется вопросу о критериях обоснования относительной независимости, автономности разнопорядковых классов свойств большой системы интегральной индивидуальности.

Сам факт обнаружения много-многозначной связи между разными уровнями индивидуальности означает их относительную самостоятельность, замкнутость и не сводимость друг к другу. Обязательное условие автономности подсистем — наличие промежуточных переменных между сравниваемыми явлениями действительности, играющих связывающую, гармонизирующую или системообразующую функцию. По мнению В. С. Мерлина, в интегральной индивидуальности такую системообразующую функцию выполняет индивидуальный стиль деятельности. Подобный подход к обоснованию относительной автономности разнопорядковых свойств индивидуальности В. С. Мерлин называл транзитивным.

Дальнейшие исследования, проведенные в школе В. В. Белоуса, позволили обосновать наличие новых критериев выделения относительно самостоятельных подсистем большой системы «человек—общество», это: функционально-результативный (А. И. Щебетенко, 2008), процессуальный (Н. В. Орлинкова, 2008), статистический и функциональный (А. Т. Найманов, 2010).

Не менее важным теоретическим аспектом концепции интегральной индивидуальности является вопрос о критериях принадлежности разнопорядковых свойств к высшим и низшим уровням интегральной индивидуальности. Данный вопрос связан со своеобразием понимания принципа иерархизации системы в концепции В. С. Мерлина. «В этой концепции низший иерархический уровень рассматривается не как часть более высокого или генетически и функционально первичный по отношению к высшему, либо — более частный к более общему, но — подчеркнем это — они относятся друг к другу как часть к части целого. Иначе говоря, взаимодействие иерархических уровней, по В. С. Мерлину, — это взаимодействие относительно автономных и "равноправных" частей целого, в результате чего большая система интегральной индивидуальности и приобретает свои системные-интегральные качества, которых нет ни у одной из ее частей».

В настоящее время появилось несколько новых моделей изучения интегральной индивидуальности. Так, В. М. Русалов предлагает свой подход к рассмотрению составляющих целостной индивидуальности. Он выделяет в индивидуальности два уровня: дифференциально-психофизиологический (низший уровень, представленный свойствами организма) и дифференциально-психологический (высший уровень, состоящий из личностных, индивидных и иных социокультурных образований). Темперамент В. М. Русалов относит к территории, на которой наметилась «встреча» дифференциальной психофизиологии и дифференциальной психологии.

Используя «метаязык» математики, В. М. Русалов убедительно показывает существование разновероятной (избирательно-стохастической) зависимости индивидуально-психологических свойств темперамента от общих свойств нервной системы, с одной стороны, и индивидуально-психологических личностных образований от психодинамических параметров индивидуальности — с другой.

Иной взгляд на эту проблему мы встречаем у А. В. Брушлинского. Рассуждая с позиции субъектно-деятельностного подхода, он отмечает, что личность человека выступает как целостная система таких внутренних условий, необходимо и существенно опосредствующих все внешние причины (педагогические, пропагандистские и т. д.). Иначе говоря, не личность низводится до уровня якобы пассивных внутренних условий, а, напротив, последние все более формируются и развиваются в качестве единой многоуровневой системы — личности, «вообще субъекта» (А. В. Брушлинский.

Формируясь и изменяясь в процессе развития, внутренние условия определяют тот специфический круг внешних воздействий, которым

данное явление, процесс и т. д. могут подвергнуться. Другими словами, следуя его логике, любая личность может быть объектом подлинного воспитания лишь постольку, поскольку она вместе с тем является субъектом этого воспитания, все более становящегося самовоспитанием. Целостную систему внутренних условий субъекта, через которые только и действуют на него любые внешние причины, влияния и т. д., образуют многообразные виды и уровни активности личности. Изучая такие типы активности человека, как язык, речь, мышление, А. В. Брушлинский утверждает, что ни одна из функций человека (даже речь) не может его подменить и стать вместо него субъектом мышления или другим видом активности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Вопросы для повторения
1. Дайте определение понятий "этика", "общение", "деловое общение", "этика делового общения". 2. Каковы особенности этики делового общения традиционного общества? 3. Назовите основные позиции по вопросу о соотношении этики и бизнеса, которые существуют сегодня. 4. Какова, по вашему мнению, роль ...

Исследование особенностей профессионального самоопределения подростков с позиции психотипологического подхода
Потребность в знании закономерностей личностного и профессионального онтогенеза все чаще осознается обществом при решении многих вопросов в самых разных сферах жизни и деятельности. Например, эти знания могут помочь не только диагностировать наличие стабильных и кризисных периодов в жизни человека, но и преодолевать трудности, связанны ...

Последовательность происхождения форм религиозного мировосприятия
И в заключении этой главы необходимо систематизировать представления З.Фрейда о последовательности происхождения форм религиозного мировосприятия по - времени, дополнив его схему недостающими звеньями. В начале всего З.Фрейд ставит тотемизм: “Я полагаю, у нас есть все основания рассматривать тотемизм, с его поклонением животному, замещ ...

Категории