Психология » Роль эмоции страха в развитии отношений между мужчиной и женщиной » Анекдот как форма отражения семейно-ролевых конфликтов

Анекдот как форма отражения семейно-ролевых конфликтов
Страница 1

Юмор присутствует в той или иной форме в жизни любого человека, коллектива, страны, нации, он выступает средством коммуникации людей, делая возможным обсуждение серьезных социально-психологических проблем. К таким проблемам могут быть отнесены и проблемы семейных отношений, перерастающих в ролевые конфликты. Семейно-ролевой конфликт это такой конфликт, который возникает на почве несоответствия роли индивида действительным ожиданиям его окружения, в частности семьи. Использование юмора в качестве способа обсуждения тех или иных проблем, в том числе проблем отношений между членами семьи, выступает своеобразным способом предупреждения и ослабления конфликта. И в то же время сам конфликт, отраженный в любом жанре юмора может стать предметом психологического исследования, открывая свой ресурс исследования важной социальной проблемы. А решение задачи государственной политики укрепления семьи предполагает активное использование любых методов научного исследования для выяснения возможных средств поддержки этого значимого социального института. В основу своего исследования мы положили изучение анекдотов (проанализировано 300 произведений этого жанра), раскрывающих ситуации участниками которых являются члены семьи. Участниками таких ситуаций могут быть сразу несколько членов семьи, например, муж, жена, любовник. Проведенный анализ анекдот позволил выделить 5 наиболее часто встречающихся конфликтных ситуации, возникающих между членами семьи: 1)супружеская неверность, 2)отношения «зять-теща», 3)отношения «отцы-дети», 4)материальный достаток, 5)проблема алкоголя. По нашим подсчетам наиболее часто встречающееся ситуации ролевого взаимодействия в семейном анекдоте: муж-жена – 58,5% анекдотов, отцы-дети – 14% анекдотов, другие родственники – 27,5% анекдотов.

Анекдот – это жанр фольклора, злободневный комический рассказ-миниатюра с неожиданной концовкой, своеобразная юмористическая притча. Комизм большинства анекдотов заключается в описании необычной, оригинальной ситуации, направлен на порождение позитивных эмоциональных переживаний. Анекдот представляет собой специализированное явление народной культуры, о популярности которого говорят и многочисленные публикации сборников анекдотов, и появление такой рубрики во многих периодических изданиях. Будучи элементом народной культуры, анекдот отражает присущие данному народу установки.

Тексты анекдотов - устойчивые фольклорные структуры, они отражают нормативно одобренные, ожидаемые формы поведения, позволяя увидеть, определенные установки, принимаемые сквозь призму юмора. При этом, как показал проведенный нами анализ текстов анекдотов, в ситуации комического используются и ирония и сарказм. Это особенно прослеживается на примере анекдотов о конфликте между зятем и тещей, где преобладают саркастические термины («теща упала с балкона», «музыка на похоронах тещи», «теща отравилась» и т.д.) и в ситуации алкоголизма, где используется в основном ирония. Тема неверности супругов как причины конфликта в анекдотах встречается более часто. Анализ анекдотов свидетельствует о том, что неверность жены встречается в 3 раза чаще, чем мужа. Предположительно такая ситуация в анекдотах возникает потому что составителями их являются именно мужчины. Здесь же присутствует фактор так называемой двойной измены, когда изменяет и муж, и жена одновременно. Это составляет 12%. В ситуации супружеской неверности присутствует фактор, отражающий исторически сложившиеся типы жизнедеятельности мужчин и женщин. Муж всегда изменяет на стороне, вне дома. Это может быть связано с тем, что мужчина всегда считался охотником и в силу этого надолго покидал дом, чтобы прокормить семью. В то время как жена оказывается застигнутой за изменой дома. Это можно объяснить тем, что женщина исторически является хранительницей домашнего очага. Наиболее часто встречаемые ситуации в анекдотах это: в 59% анекдотах о супружеской неверности муж в командировке, жена изменяет, в 20% муж как будто уезжает на рыбалку, а сам едет к любовнице. Другую сюжетную линию мы назвали «зять – тёща». В анекдотах про тёщу достаточно часто присутствует факт смерти тёщи или ее увечья, которые радостно принимаются зятем 63%. Другой линией анекдотов является негативизм тёщи в отношении к зятю – 23%. Здесь становится нарицательным понятие «тёщин язык», которое имеет вполне конкретное обозначение. Ситуация отношений отцов и детей порой находит отражение в ситуации двойной морали, когда для детей ставятся требования и предписания, которые самими родителями не соблюдаются. Здесь выделились 2 сюжетные линии:

1)Родители выступают в роли источника информации. Но, не смотря на это, в большинстве случаев не могут дать конструктивный ответ на вопрос ребенка. В связи с этим ребенок сам должен решать свои проблемы и становится, как бы предоставлен сам себе, наедине со своими вопросами – 32%.

Страницы: 1 2


Принципы
Основной принцип НЛП: Ваша жизнь зависит только от вас. Тезисы НЛП 1.Карта не соответствует местности. 2.Наши ментальные карты мира не представляют этот мир. Мы реагируем на карты, а не на мир. Куда проще "переработать" ментальные карты, особенно касающиеся чувств и интерпретации, нежели изменить мир. Дзэн-буддист Бай-чжан ...

Этика делового общения традиционного общества
В социально-философском плане этика делового общения определяется общественно-экономическим строем общества, структурой его социальной организации и господствующим типом общественного сознания. В традиционном обществе (обществе "механической солидарности" по Эмилю Дюркгейму), основанном на общности социальной жизни, коллективн ...

Выводы
Из проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы: Образ родительской семьи и образ реальной семьи во многом характеризуется одинаковой семейной структурой. Так из родительской семьи в реальную супруги переносят свой прошлый опыт, свое восприятие прошлого в настоящую семью. Этот процент перенесенного прошлого оп ...

Категории