Социальная психология личности
Страница 1

Успех деятельности менеджера и бизнесмена во многом за­висит от знания ими индивидуально-психологических особенно­стей деловых партнеров. Что представляет собой человек как личность, каковы его потребности, интересы, цели — все это далеко не праздные вопросы в работе предпринимателя. Для того, чтобы дать правильную оценку психологическим возмож­ностям партнеров и своим собственным силам и умениям, необ­ходимо иметь хотя бы общие представления о сущности и структуре личности,

Известно, что применительно к понятию "человек" использу­ются разные термины и определения" человек, индивид, лич­ность, индивидуум, индивидуальность. Из всех этих слов "чело­век" — самое общее. Оно обозначает вид в биологической клас­сификации и поэтому представляет собой по преимуществу биосоциальную категорию. На биологическом уровне можно вы­делить категориальные пары "вид" — "индивид", причем за жи­вотным индивидом закрепилось название "особь", а за челове­ком — "индивидуум" или "индивид". Человеческий индивид — представитель биологического вида "хомо сапиенс". Человек как индивид рассматривается с точки прения его природной орга­низации Человек рождается индивидом, а личностью становится в процессе социализации.

Личность — социализированный индивид. Это социальное качество человека и сущность его не в уникальности как инди­видуума, а как раз в противоположном — в социальности, сближающей его с подобными ему индивидами того же рода. Оно зависит от среды, в которой живет человек, социально-экономического строя, культуры, т.е. от многочисленных собст­венно социальных характеристик окружения. Человек как лич­ность рассматривается с точки зрения выполняемых им в об­ществе функций, ролей и места, занимаемого в общественной структуре. Поэтому категория, парная понятию "личность", — это "общество".

Для обозначения неповторимости, оригинальности человечес­кой личности используется понятие "индивидуальность". Одна­ко некоторые ученые считают, что этим нельзя ограничиваться и под индивидуальностью следует понимать высший уровень развития личности, которого достигают не все люди.

Личность — предмет исследования многих наук. Трудность выделения социально-психологического аспекта личностной проблематики состоит в том, что он в равной мере соприкаса­ется с социологическими подходами к рассматриваемой лично­сти и общепсихологическими исследованиями ее как целостно­сти психологических свойств и процессов. Социология исследу­ет личность со стороны ее де индивидуализированных свойств в качестве определенного социального типа. Социолога интересу­ет то общее, что "привязывает" личность к социальной группе, а не то особенное, что отличает ее от других членов группы. В этом смысле социологическое рассмотрение личности в какой-то мере противоположно общепсихологическому.

В отличие от социологии, общая психология исследует в лич­ности прежде всего и главным образом — ее субъективное на­чало, внутреннюю природу, обусловленную социальными усло­виями, которые сами по себе предметом изучения здесь не яв­ляются.

При изучении личности в социальной психологии акцент де­лается на конкретно-исторические особенности психологиче­ских свойств и внутренней структуры личности как субъекта социальных отношений, взятого в определенных социально-конкретных обстоятельствах. Социальная психология, как пограничная область знаний, осуществляет синтез социологического и общепсихологического подходов в исследовании личности. Социальную психологию интересует процесс становления человека как личности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Психологическая диагностика
Начнем с психодиагностики. Различают психодиагностику как науку (сферу знаний) и психодиагностику как практическую деятельность. Схема 1.1. Психодиагностика как сфера практики опирается на психодиагностику как науку. Л.Ф. Бурлачук, автор учебника по данной дисциплине, определяет психодиагностику как область психологической нау ...

Виды общения[9]
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. 1. По содержанию: 1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности) 1.2 Когнитивное (обмен знаниями) 1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями) 1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, м ...

Теория Юнга-Гельмгольца
Теория цветоощущения Гельмгольца (теория цветоощущения Юнга-Гельмгольца, трёхкомпонентная теория цветоощущения) теория цветоощущения, предполагающая существование в глазу особых элементов для восприятия красного, зелёного и синего цветов. Восприятие других цветов обусловлено взаимодействием этих элементов. Сформулирована Томасом Юнгом и ...

Категории