Социальная психология личности
Страница 1

Успех деятельности менеджера и бизнесмена во многом за­висит от знания ими индивидуально-психологических особенно­стей деловых партнеров. Что представляет собой человек как личность, каковы его потребности, интересы, цели — все это далеко не праздные вопросы в работе предпринимателя. Для того, чтобы дать правильную оценку психологическим возмож­ностям партнеров и своим собственным силам и умениям, необ­ходимо иметь хотя бы общие представления о сущности и структуре личности,

Известно, что применительно к понятию "человек" использу­ются разные термины и определения" человек, индивид, лич­ность, индивидуум, индивидуальность. Из всех этих слов "чело­век" — самое общее. Оно обозначает вид в биологической клас­сификации и поэтому представляет собой по преимуществу биосоциальную категорию. На биологическом уровне можно вы­делить категориальные пары "вид" — "индивид", причем за жи­вотным индивидом закрепилось название "особь", а за челове­ком — "индивидуум" или "индивид". Человеческий индивид — представитель биологического вида "хомо сапиенс". Человек как индивид рассматривается с точки прения его природной орга­низации Человек рождается индивидом, а личностью становится в процессе социализации.

Личность — социализированный индивид. Это социальное качество человека и сущность его не в уникальности как инди­видуума, а как раз в противоположном — в социальности, сближающей его с подобными ему индивидами того же рода. Оно зависит от среды, в которой живет человек, социально-экономического строя, культуры, т.е. от многочисленных собст­венно социальных характеристик окружения. Человек как лич­ность рассматривается с точки зрения выполняемых им в об­ществе функций, ролей и места, занимаемого в общественной структуре. Поэтому категория, парная понятию "личность", — это "общество".

Для обозначения неповторимости, оригинальности человечес­кой личности используется понятие "индивидуальность". Одна­ко некоторые ученые считают, что этим нельзя ограничиваться и под индивидуальностью следует понимать высший уровень развития личности, которого достигают не все люди.

Личность — предмет исследования многих наук. Трудность выделения социально-психологического аспекта личностной проблематики состоит в том, что он в равной мере соприкаса­ется с социологическими подходами к рассматриваемой лично­сти и общепсихологическими исследованиями ее как целостно­сти психологических свойств и процессов. Социология исследу­ет личность со стороны ее де индивидуализированных свойств в качестве определенного социального типа. Социолога интересу­ет то общее, что "привязывает" личность к социальной группе, а не то особенное, что отличает ее от других членов группы. В этом смысле социологическое рассмотрение личности в какой-то мере противоположно общепсихологическому.

В отличие от социологии, общая психология исследует в лич­ности прежде всего и главным образом — ее субъективное на­чало, внутреннюю природу, обусловленную социальными усло­виями, которые сами по себе предметом изучения здесь не яв­ляются.

При изучении личности в социальной психологии акцент де­лается на конкретно-исторические особенности психологиче­ских свойств и внутренней структуры личности как субъекта социальных отношений, взятого в определенных социально-конкретных обстоятельствах. Социальная психология, как пограничная область знаний, осуществляет синтез социологического и общепсихологического подходов в исследовании личности. Социальную психологию интересует процесс становления человека как личности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Исследование развития памяти дошкольников. Программа проведения исследования развития памяти. Постановка проблемы и гипотеза исследования
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. В старшем же дошкольном возрасте (5 и 6 лет) совершается переход от непроизвольной памяти к начальным этапам произвольного запоминания и припоминания. Шестилетние дети даже в обычных условиях могут самостоятельно образовывать мысленные ...

Программа ЗОЖ
1. Наиболее важные на сегодняшний день проблемы: миопия, нарушение осанки 2. Методики их решения Комплекс специальных упражнений, выполнение которых оказывает благоприятное воздействие на нарушенную функцию зрения, предотвращая дальнейшее прогрессирование близорукости: 1. ИП - сидя. Крепко зажмурьте глаза на 3-5 с, затем открыть их н ...

Валидность и надежность теста ЦТО Люшера
Согласно М. Люшеру отношение испытуемого к цвету определяется его эмоционально-мотивационными свойствами. В противовес этой точке зрения ряд исследователей (Блейхер В.М., Крук И.В., Урванцев Л. П) считает, что на выбор цвета могут влиять самые разнообразные факторы (от особенностей стимула до индивидуально-типологических характеристик и ...

Категории