Аномалии личности
Страница 2

Важной закономерностью аномального развития является соотношение первичного дефекта и вторичных нарушений. Недоразвитие высших психологических функций и высших характерологических образований, являющееся вторичным осложнением при олигофрении и психопатии, на деле оказывается менее устойчивым, более поддающимся воздействию, чем недоразвитие низших, или элементарных, процессов, непосредственно обусловленное самим дефектом. То, что возникло в процессе развития ребенка как вторичное образование, принципиально говоря, может быть профилактически предупреждено или лечебно-педагогически устранено».

Процесс обучения аномальных детей опирается не только на сформировавшиеся функции, но и на формирующиеся. Задача обучения -постепенно и последовательно переводить зону ближайшего развития в зону актуального развития. Коррекция и компенсация аномального развития ребенка возможны только при постоянном расширении зоны ближайшего развития, помня, что «принцип и психологический механизм воспитания здесь те же, что и у нормального ребенка.

К основным направлениям деятельности психолога при работе с аномальным поведением относятся в первую очередь следующие:

Выявление и систематизация патологической симптоматики и ее психологическая квалификация.

Осуществление структурного анализа расстройств, выявление первичных симптомов, связанных с болезнью, а также вторичных симптомов, обусловленных аномальным развитием в условиях болезни.

Разработка программы психокоррекционных мероприятий в зависимости от характера, происхождения и конкретного механизма нарушений, направленной на их предупреждение, уменьшение или устранение.

Основными типами аномального развития считаются регрессии, распад, ретардации и асинхронии психического развития.

Регрессия (регресс) - возврат функций на более ранний возрастной уровень, как временного, функционального характера (временная регрессия), так и стойкого, связанного с повреждением функции (стойкая регрессия). Регрессивные черты поведения могут проявляться и временно. При определенных обстоятельствах у человека могут нарушиться, ослабеть или просто "выключиться" более высокие и легко уязвимые функциональные системы, и тогда управление поведением перейдет к более старым, примитивным системам. Регрессия может продолжаться и очень короткое время, например, в случае опьянения, во сне, и может продолжаться месяц, год, а иногда и до конца жизни. Однако, регрессия никогда не представляет собой простого возвращения к прошлым ступеням развития, потому что современные, более высокие структуры не полностью отделены от деятельности, а социальное окружение в значительной мере ограничивает возможности подобного регресса.

Явления регресса дифференцируют от явлений распада, при котором происходит не возврат функции на более ранний возрастной уровень, а ее грубая дезорганизация либо выпадение. Чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стоек регресс и более вероятен распад.

Под ре-ардацией понимают запаздывание или приостановку психического развития. Различают общую (тотальную) и частичную (парциальную) психическую ретардацию. В последнем случае речь идет о запаздывании или приостановке развития отдельных психических функций, отдельных свойств личности. Когда ретардация относится к физическому развитию и к совокупности душевных явлений, к развитию всей личности индивида, тогда принято говорить о психосоматической ретардации. Самой частой причиной ретардации являются повреждения (нарушения) головного мозга. Существуют, однако, и другие причины (наследственные врожденные аномалии обмена веществ и т.д.). Самой важной характеристикой "отстающего" развития является нарушение темпа развития, причем общий ход развития и его структурные характеристики могут быть такими же, как и в случае нормального развития.

Страницы: 1 2 3


Шизофрения. Психодиагностические методики
В переводе с греческого shiso – расщепляю, frenio – душа. Это психическое заболевание, которое протекает с быстро или медленно развивающимися изменениями личности особого типа (снижение энергетического потенциала, прогрессирующая интровертированность, эмоциональное оскудение, искажение психических процессов). Часто прогрессирование боле ...

Особенности изменения структуры идентичности студентов – психологов за время обучения в ВУЗе (на материале негосударственных вузов)
В нашем исследовании приняли участие 200 студентов-психологов с 1 по 5 курсы факультетов московских негосударственных вузов. (53 мужчины и 147 женщины). Среди них 53 человека – студенты 1 курса, 45человек - студенты 2 курса, 38 человек - студенты 3 курса, 28 человек - студенты 4 курса, 36 человек - студенты 5 курса. В качестве психодиа ...

Изложение и анализ результатов исследования. Исследование
Сравнительный анализ показателей методик "Шкала Семейного окружения" С.Ю. Куприянова и "Ценностные ориентации" М. Рокича позволил выявить следующие достоверные различия между первой и второй группой. Так для первой группы характерно существенное преобладание в образе родительской семьи такого показателя как организа ...

Категории