Аномалии личностиСтраница 3
Асинхрония, как искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие (Ковалев), характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом. Асинхрония развития, как в количественном, так и в качественном отношении, отличается от физиологической гетерохронии развития, т.е. разновременности созревания церебральных структур и функций (Анохин). Основные проявления асинхронного развития в соответствии с представлениями физиологии и психологии в виде новых качеств возникают в результате перестройки внутрисистемных отношений. Перестройка и усложнение протекают в определенной хронологической последовательности, обусловленной законом гетерохронии - разновременностью формирования различных функций с опережающим развитием одних по отношению к другим. Каждая из психических функций имеет свою "хронологическую формулу", свой цикл развития. Наблюдаются сенситивные периоды более быстрого, иногда скачкообразного развития функции и периоды относительной замедленности ее формирования.
К основным проявлениям асинхронии относят следующие:
Явления ретардации - незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм, характерные для олигофрении и задержки психического развития.
Явления патологической акселерации отдельных функций.
Сочетание явлений патологической акселерации и ретардации психических функций.
Отклонения темпа полового созревания имеют определенные половые различия: у мальчиков чаще - его ретардация, у девочек - дисгармоничная акселерация. Проявления асинхронии вызывают неправильную ориентацию взрослых в отношении требований, предъявляемым детям. Это касается как ретардации, когда родители ориентируются на более старший - паспортный, а не на биологический, психофизический возраст ребенка, так и акселерации, когда, несмотря на психическую инфантильность ребенка, к нему нередко предъявляются требования более "взрослые", чем это соответствует даже его истинному возрасту.
Теоретические аспекты. Обзор литературных источников
С момента появления цветового теста Люшера прошло почти полвека. За свою историю тест получал самые разные оценки: от восторженных, до уничтожающих.
Автор теста - швейцарский психолог Макс Люшер (Max Luscher). Родился М. Люшер в Базеле (Швейцария) в 1923 году. Его отец, доктор математики А. Люшер, был сотрудником Леопольда Зонди. Тест ...
Изменение поведения
Кроме физических и психологических проблем, которые создает стресс, мужчина должен знать и об изменениях поведения и психики, вызванных эмоциональными перегрузками.
Грубость мужчин в общении со своими близкими. Проще говоря, мужчина начинает "срывать зло" на своих домашних.
Замкнутость. Мужчины в состоянии стресса становятся ...
Проблема нормы в психологии
В настоящее время в психологии все ещё не существует единого представления о норме. Одним из ведущих источников заимствований в психологии является понятийный аппарат медицины, в частности, психиатрии. В психиатрии понятие «нормы» традиционно существует в виде дихотомии «норма - патология».
Впервые вопрос о норме возник в тех областях ...