Психология » Значимые отношения личности как фактор обращения к Интернет-коммуникации » Психологические особенности интернет-зависимой личности

Психологические особенности интернет-зависимой личности
Страница 1

По данным мониторинга аудитории интернета в России в 2000 году аудитория интернета от 18 лет и старше составляла 6,6 млн. человек, в 2009 году, взрослая аудитория интернета возросла до 22%, то есть составила примерно 25 миллионов человек. Можно предположить, что рост пользователей интернета будет продолжаться. В связи с этим стала актуальной проблема патологического использования Интернета, за рубежом возникшая еще в конце 1980-х гг. Речь идет о так называемой интернет-зависимости или интернет-аддикции (Internet Addiction Disorder). По данным различных авторов, процент Интернет-зависимых пользователей составляет от 5% до 38% от общего количества пользователей.

Во всех исследованиях отмечается, что Интернет-зависимость имеет, прежде всего, личностную природу: Интернет сам по себе не имеет аддиктивной природы, но может приобретать сверхзначимость для некоторых людей в силу их личностных особенностей. Большинством исследователей признается, что идентичность Интернет-зависимых обладает значительными отличиями от идентичности тех, для кого не характерна Интернет-зависимость.

В результате исследования 61% выборки (70 человек) был отнесен к Интернет-независимым, 39% (44 человека) - к Интернет-зависимым.

Были обнаружены значительные различия в самоотношении зависимых и независимых пользователей. Показатели по интегральной шкале самоотношения у Интернет-зависимых – 51, тогда как у Интернет-независимых 89 баллов (различия значимы на уровне значимости р = 0,001). Это говорит о том, что общая самооценка неаддиктов значительно выше, чем у аддиктов, они склонны оценивать себя позитивно, принимать себя, в то время как самоотношение Интернет-зависимых значительно ниже. Были также обнаружены значимые (р = 0,005) различия по шкале самообвинения: у Интернет-зависимых – 71 (признак выражен), у Интернет-независимых – 38 (признак не выражен). Это говорит о том, что Интернет-зависимые склонны видеть в своей личности по преимуществу негативные моменты, недостатки, склонны к самообвинению. В отличие от них, у Интернет-независимых респондентов показатель самообвинения не выражен, что означает доверие к себе и позитивную самооценку. По шкале самоуважения были также обнаружены значимые различия (р = 0). Средний балл по шкале самоуважения у Интернет-зависимых – 39 (признак не выражен), у Интернет-независимых – 79 (признак ярко выражен).

Было выявлено, что у Интернет-независимые пользователи склонны оценивать свое "Реальное Я" как носителя более позитивных, социально желательных характеристик, чем "Виртуальное Я" (фактор "Оценка" в Личностном дифференциале, средние 12,7 и 8,3 балла соответственно, уровень значимости p = 0,001). У группы Интернет-зависимых испытуемых различия между реальной и виртуальной оценкой практически отсутствуют (средние баллы 12,4 и 12,0 соответственно). Это может говорить о том, что у Интернет-независимых пользователей выделяется новый компонент Я-концепции – "Я-виртуальное", который отличается как от реального, так и от идеального, в то время как у Интернет-зависимых пользователей он не дифференцируется. Если это предположение верно, то это может существенно помочь не только в теоретическом изучении феномена Интернет-зависимости, но и наметить способы профилактики и лечения Интернет-зависимости.

Страницы: 1 2


Системный подход
Определяется не ориентацией на теоретические модели, а сфокусированностью на партнерстве, семье, супружестве, группах как самостоятельных организмах, целостных системах со своей историей, внутренними закономерностями и динамикой, этапами развития, ценностными ориентациями и т.д. Терапия в рамках этого подхода исходит из того, что дисфун ...

Межличностное взаимодействие в процессе делового общения
Межличностное взаимодействие — это постоянно действующий фактор общения членов в коллективе. В процессе общения в коллективе создается своеобразный общий банк идей, способов и приемов решения конкретных задач, которые используются в совместной деятельности для решения новых задач. Необходимо подчеркнуть, что деловое общение способствует ...

Методика определения стиля руководства трудовым коллективом
Текст теста 1. Ваше предприятие производит группу товаров, не пользующихся большим спросом у покупателей. Конкуренты разработали новую технологию производства этих же товаров, отличающихся высоким качеством, но требующих дополнительных капиталовложений. Как в данной ситуации поступит ваш руководящий начальник? а) продолжит производств ...

Категории