Человек в трудной ситуации
Страница 2

– личность может осознавать трудность ситуации, но оценивать ее как незначимую для себя. Не значимость ситуации делает ее чисто субъективно «нетрудной» (например, «не удается, ну и ладно», «не получается – ничего страшного, в другой раз получится»);

Ситуация может быть очень значима для личности, но, не находя выхода из нее или потеряв веру в ее конструктивное разрешение, человек уходит от реальности посредством активизации механизмов психологической защиты;

Ситуация может быть объективно сложной, но наличие знаний и опыта позволяет преодолевать ее без значительной мобилизации своих ресурсов. Например, трудность боевой операции будет различна для новичка и для бывалого воина. Таким образом, личность реагирует на ситуацию в зависимости от того, как она ее воспринимает и оценивает ее значение.

Ряд специалистов (В. Небылицын, Б. Шведин, Ю. Ткаченко) отмечают роль свойств нервной системы в определении поведения человека в трудной ситуации. Так, В. Небылицын отмечает, что только в экстремальных условиях, ситуациях, а не в привычных жизненных, происходит редукция выработанных способов поведения и обнажаются закрытые наслоениями опыта природные качества индивидуальной нервной организации, среди которых главное – это основные свойства нервной системы.

Следует более подробно остановиться на такой специфической реакции личности на трудную ситуацию, как психическая напряженность. Это психическое состояние личности в трудной ситуации, с помощью которого осуществляется переход от одного уровня регуляции к другому, более адекватному сложившейся обстановке. Психическая напряженность характеризуется активной перестройкой и интеграцией психических процессов в направлении доминирования мотивационных и эмоциональных компонентов.

Для психической напряженности свойственны повышенный уровень активации и значительные траты нервно-психической энергии. Исследования показывают, что в наибольшей степени ухудшающее воздействие напряженности сказывается на интеллектуальных и вербальных психических функциях личности (Б. Шведин). Среди отсроченных влияний психической напряженности выделяют возникновение продолжительных отрицательных сдвигов в настроении, повышение утомляемости, развитие фрустрации, переориентацию мотива участия во взаимодействии (деятельности). Уровень психической напряженности у различных людей может быть различным. Это в основном связано с психологической устойчивостью человека. Устойчивые и неустойчивые люди ведут себя в трудных ситуациях по-разному.

Для обозначения явления устойчивости в психологии используются такие понятия, как «устойчивость к стрессу», «устойчивость к фрустрации» и т.д. В основе содержательного определения лежит выделение различных аспектов трудных ситуаций и их воздействия на психическую регуляцию поведения, а точнее говоря, на деятельность и развитие личности.

Устойчивость к стрессу понимается по-разному: 1) как способность выдерживать интенсивные или необычные стимулы, представляющие собой сигнал опасности и ведущие к изменениям в поведении; 2) как способность выдерживать чрезмерное возбуждение и эмоциональное напряжение, возникающее под воздействием стрессоров; 3) как способность выдерживать без помех для деятельности высокий уровень активации. Два последних понимания устойчивости к стрессу связаны с представлением о том, что сущностью стресса является сильное эмоциональное возбуждение (активация); соответственно устойчивость к стрессу понимается как эмоциональная устойчивость.

Понятие «стресс» можно интерпретировать также как «изменения, происходящие в психологических механизмах регуляции и действиях субъекта под влиянием трудных ситуаций разного типа. С психологической точки зрения ситуация представляет собой систему отношений человека с окружающим миром, значимую с точки зрения жизни, развития и деятельности данной личности. Жизнь и деятельность человека развертывается в создаваемой им системе отношений с окружающим миром, а его поведение является функцией целостной психологической ситуации субъекта. Трудные ситуации представляют собой особый случай психологических ситуаций. О трудной ситуации можно говорить тогда, когда система отношений личности с ее окружением характеризуется неуравновешенностью, либо несоответствием между стремлениями, ценностями, целями и возможностями их реализации, либо качествами личности. Психологическая ситуация, в том числе трудная, воздействует на поведение человека главным образом через отражение (перцептивное, понятийное и эмоциональное) соотношений между ее различными элементами и их значения с точки зрения стремлений, ценностей, целей и планов субъекта. Личность реагирует на ситуацию и ведет себя в ней в зависимости от того, как она воспринимает данную ситуацию и интерпретирует ее значение. Поэтому психологическая устойчивость в своих основных параметрах зависит от способности личности к адекватному отражению ситуации, несмотря на переживание трудности.

Страницы: 1 2 3


Особенности развития детей в условиях депривации
На наш взгляд, логично разделить депривацию в зависимости от области развития, которая может быть подвержена депривационному воздействию, таким образом, мы можем выделить депривацию физическую, когнитивную и психосоциальную. Физическая - это психическое состояние, возникшее в результате лишения или ограничения двигательной или стимульн ...

Обсуждение результатов исследования
Исследование проводилось с 45 подростками в возрасте 13-15 лет мужского и женского пола СШ № 2 г.Новый Уренгой. К подросткам были применены рассмотренные выше методики. В итоге были выявлены следующие результаты: 1. Опросник «Басса-Дарки» Обследование проводилось индивидуально. Испытуемым предлагалось на 75 утверждений ответить «да» и ...

Тестовый материал на определение уровня тревожности.
1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко. 2. Мои нервы расстроены не более, чем у других людей. 3. У меня редко бывают запоры. 4. У меня редко бывают головные боли 5. Я редко устаю. 6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым. 7. Я уверен в себе. 8. Практически я никогда не краснею. 9. По сравнению со своими друз ...

Категории