Психологическая коррекция
Другое направление практико-ориентированной психологии - психологическая коррекция. Психокоррекция – это направленное воздействие на те или иные структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. Психокоррекция определяется как обоснованное воздействие психолога на дискретные характеристики внутреннего мира (Психологический словарь/ Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского).
Общими задачами психокоррекции являются:
· коррекция отклонений в развитии на основе создания оптимальных возможностей для развития личности и интеллектуального потенциала;
· профилактика негативных тенденций личностного и интеллектуального развития:
· коррекция развития личности,
· коррекция умственного развития;
· коррекция негативных психических состояний (тревожности, агрессивности, страхов);
· коррекция и психопрофилактика невротических состояний;
· коррекция взаимоотношений и т.д.;
Д.Б. Эльконин выделял 2 формы коррекции:
- направленную на симптомы;
- на источники и причины отклонений.
Характеризуя специфику психокоррекции, некоторые авторы отмечают, что содержание понятия "психокоррекция" по существу "совпадает с психотерапией". Термин "психологическая коррекция" широко используется с 1970-х годов, когда психологи стали активно заниматься психотерапией, но по закону ею имели право заниматься только лица, имеющие высшее медицинское образование. Эта коллизия была разрешена таким образом: врач - занимается психотерапией, психолог - психологической коррекцией, хотя в содержательном отношении и то и другое представляет собой одну и ту же деятельность.
Характеризуя содержание психодиагностической психолога, Г.С. Абрамова описывает ее этапы следующим образом:
· что есть?
· что должно быть?
· что надо сделать, чтобы стало должное?
Фактически первый этап – это проведение психодиагностического обследования (что подчеркивает преемственность психодиагностики и психокоррекции). На втором этапе психолог сопоставляет данные психодиагностического обследования с требованиями возрастной нормы. В случае несоответствия индивидуальных особенностей нормативным требованиям, психолог разрабатывает коррекционную программу, призванную обеспечить конструктивное изменение, развитие соответствующей особенности, или функции, что собственно и составляет основное содержание третьего этапа. Безусловно, что осуществление коррекционной работы предусматривает проведение контроля за изменениями той психологической особенности, на коррекцию которой оно направлено. Соответственно, можно констатировать, что завершение психокоррекционной работы также предполагает проведение психодиагностического обследования.
История развития психологической мысли в эпоху феодализма и в период
возрождения
Победившее в Европе Христианство привнесло воинственную нетерпимость ко всем "языческим" знаниям. В IV веке был уничтожен научный центр в Александрии, в начале VI века закрывалась Афинская школа. Христианство культивировало неприятие всякого знания, основанного на опыте, греховность попытки понять устройство и предназначение ч ...
Виды и симптомы мобильной зависимости. Зависимость в
обновлении мобильник
• Человек нуждается в постоянном обновлении мобильного телефона ради самой «обновы»
У людей подверженных данному типу зависимости ярко выражено чувство неполноценности, несостоятельности, неуверенность в себе и прочие виды слабо сформированной личности. За счет постоянного обновления мобильного телефона человек пытается самоутвердиться ...
Развитие, осложненное дефектом: сущность и
закономерности. Проблема компенсации нарушений психического развития
Специальная психология – это отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования или функционирования нервной системы, а именно психологию слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), умственно отсталых (олиг ...