Исследование различных аспектов переживания времени
В настоящее время в психологии интенсивно разрабатывается личностно-психологический аспект изучения проблемы времени, связанный с тем, как переживает и осмысливает человек свой индивидуальный жизненный путь. Жизненный путь как психологическая категория отражает специфику временной организации личности, как развивающегося и динамического образования.
В психологическом исследовании жизненный путь личности мыслится нами как система значимых для неё событий, которые будут условно располагаться в прошлом или будущем. Условность эта связана с тем фактом, что прошлое и будущее не существуют независимо друг от друга и от настоящего.
На настоящий момент наиболее распространенным методом исследования временной организации личности является метод каузометрии «Life Line», предложенный Е.И.Головахой и А.А.Кроником, основанный на причинно-целевой концепции психологического времени.
Помимо методики «Life Line» существует ряд методик исследования психологических и личностных аспектов переживания времени: шкала временных установок Ж.Нюттена, опросник временной перспективы Ф.Зимбардо, а также ряд проективных методик, например «Линия жизни». Суть процедуры «Линия жизни» заключается в том, что испытуемому предлагается на бланке со шкалой от +5 вверх и до -5 вниз, изобразить «линию своей жизни», отмечая на ней события своей жизни, прошлого и будущего, при этом оценивая их относительно предлагаемой шкалы как положительные или отрицательные.
Поскольку каждый метод отражает исследуемую реальность под определенным углом зрения и результаты в определенном смысле зависимы от метода, нами была предпринята попытка изучить, каким образом различные методы исследуют временную реальность личности.
Мы сопоставили результаты по «Life Line», «Линии жизни», шкале временных установок Ж.Нюттена и опроснику временной перспективы Ф.Зимбардо.
В исследовании приняли участие 50 испытуемых, студенты Курского государственного медицинского университета в возрасте 18-25 лет. Расчеты проводились с помощью статистического пакета STATISTICA 6.0 метода ранговой корреляции R Спирмена, посредством применения которого были получены значимые корреляции, отражающие связь различных аспектов психологического времени изучаемых различными методами.
1. Обнаружена значимая отрицательная связь между показателем конфликтное настоящее по методу «Life Line», и установкой на настоящее по шкале временных установок Ж.Нюттена R= -0,44, p=0,001.
2. Обнаружена значимая отрицательная связь между показателем конфликтное настоящее по методу «Life Line» и установкой на будущее по шкале временных установок R= -0,34, p=0,019.
3. Обнаружена значимая положительная связь между показателем рациональное настоящее по методу «Life Line», и установкой на настоящее по шкале временных установок R=0,41, p=0,003 4. Обнаружена значимая отрицательная связь между показателем рациональное настоящее по методу «Life Line», и показателем негативное прошлое по опроснику временной перспективы Ф.Зимбардо R= -0,35, p=0,015
5. Обнаружена значимая положительная связь между показателем настоящее по «Линии жизни» и установками на прошлое R=0,36, p = 0,01; настоящее R=0,34, p = 0,01; будущее R=0,42, p=0,002.
6. Обнаружена значимая отрицательная связь между показателем настоящее по «Линии жизни» и показателем негативное прошлое по опроснику временной перспективы Ф.Зимбардо R= -0,28, p=0,04.
В результате проведенного исследования и рассмотрения описанных выше взаимосвязей различных аспектов психологического времени, мы отмечаем закономерное соотношение изучаемых параметров. Сходные по психологическому содержанию аспекты психологического времени взаимосвязаны положительно, а противоположные отрицательно. Между рядом аспектов психологического времени не было обнаружено взаимосвязей, что можно объяснить спецификой конкретного метода.
В итоге можно сделать вывод, что различные аспекты переживания времени, изучаемые различными методами, выступают как система сложно взаимосвязанных аспектов единой психической реальности.
Тестовый материал на определение уровня тревожности.
1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.
2. Мои нервы расстроены не более, чем у других людей.
3. У меня редко бывают запоры.
4. У меня редко бывают головные боли
5. Я редко устаю.
6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.
7. Я уверен в себе.
8. Практически я никогда не краснею.
9. По сравнению со своими друз ...
Подростковый кризис
Особенность подросткового возраста - это кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесно связанный с кризисом смысла жизни.
Процесс формирования собственной идентичности сопровождает человека на протяжении всей его жизни. «В основе данного процесса лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу. Становление идент ...
Развитие эго-идентичности в подростковом возрасте. развитие я-образа,
рефлексия и эмпатия
Образ Я вкл в себя я-реальное, я –идеальное, я-физическое, я –духовное, я как носитель опред.пола.
Осн тенденции:
1. большой разрыв между я-реальным и я-идеальным. снижение самооценки, кот они маскируют
2. интенсивное развитие когнитивной составляющей образа Я - сравнение себя с другими, оценка сверстников выше оценки родитлей, подро ...