Психология » Психогенетический подход в изучении интегральной индивидуальности » Исследование различных аспектов переживания времени

Исследование различных аспектов переживания времени

В настоящее время в психологии интенсивно разрабатывается личностно-психологический аспект изучения проблемы времени, связанный с тем, как переживает и осмысливает человек свой индивидуальный жизненный путь. Жизненный путь как психологическая категория отражает специфику временной организации личности, как развивающегося и динамического образования.

В психологическом исследовании жизненный путь личности мыслится нами как система значимых для неё событий, которые будут условно располагаться в прошлом или будущем. Условность эта связана с тем фактом, что прошлое и будущее не существуют независимо друг от друга и от настоящего.

На настоящий момент наиболее распространенным методом исследования временной организации личности является метод каузометрии «Life Line», предложенный Е.И.Головахой и А.А.Кроником, основанный на причинно-целевой концепции психологического времени.

Помимо методики «Life Line» существует ряд методик исследования психологических и личностных аспектов переживания времени: шкала временных установок Ж.Нюттена, опросник временной перспективы Ф.Зимбардо, а также ряд проективных методик, например «Линия жизни». Суть процедуры «Линия жизни» заключается в том, что испытуемому предлагается на бланке со шкалой от +5 вверх и до -5 вниз, изобразить «линию своей жизни», отмечая на ней события своей жизни, прошлого и будущего, при этом оценивая их относительно предлагаемой шкалы как положительные или отрицательные.

Поскольку каждый метод отражает исследуемую реальность под определенным углом зрения и результаты в определенном смысле зависимы от метода, нами была предпринята попытка изучить, каким образом различные методы исследуют временную реальность личности.

Мы сопоставили результаты по «Life Line», «Линии жизни», шкале временных установок Ж.Нюттена и опроснику временной перспективы Ф.Зимбардо.

В исследовании приняли участие 50 испытуемых, студенты Курского государственного медицинского университета в возрасте 18-25 лет. Расчеты проводились с помощью статистического пакета STATISTICA 6.0 метода ранговой корреляции R Спирмена, посредством применения которого были получены значимые корреляции, отражающие связь различных аспектов психологического времени изучаемых различными методами.

1. Обнаружена значимая отрицательная связь между показателем конфликтное настоящее по методу «Life Line», и установкой на настоящее по шкале временных установок Ж.Нюттена R= -0,44, p=0,001.

2. Обнаружена значимая отрицательная связь между показателем конфликтное настоящее по методу «Life Line» и установкой на будущее по шкале временных установок R= -0,34, p=0,019.

3. Обнаружена значимая положительная связь между показателем рациональное настоящее по методу «Life Line», и установкой на настоящее по шкале временных установок R=0,41, p=0,003 4. Обнаружена значимая отрицательная связь между показателем рациональное настоящее по методу «Life Line», и показателем негативное прошлое по опроснику временной перспективы Ф.Зимбардо R= -0,35, p=0,015

5. Обнаружена значимая положительная связь между показателем настоящее по «Линии жизни» и установками на прошлое R=0,36, p = 0,01; настоящее R=0,34, p = 0,01; будущее R=0,42, p=0,002.

6. Обнаружена значимая отрицательная связь между показателем настоящее по «Линии жизни» и показателем негативное прошлое по опроснику временной перспективы Ф.Зимбардо R= -0,28, p=0,04.

В результате проведенного исследования и рассмотрения описанных выше взаимосвязей различных аспектов психологического времени, мы отмечаем закономерное соотношение изучаемых параметров. Сходные по психологическому содержанию аспекты психологического времени взаимосвязаны положительно, а противоположные отрицательно. Между рядом аспектов психологического времени не было обнаружено взаимосвязей, что можно объяснить спецификой конкретного метода.

В итоге можно сделать вывод, что различные аспекты переживания времени, изучаемые различными методами, выступают как система сложно взаимосвязанных аспектов единой психической реальности.


Ощущение себя любимым.
Важнейшим столпом, на котором базируется самооценка, является ощущение себя любимым: "Ощущение себя любимым или чувство принадлежности - это ощущение безопасности, которое бывает у человека, когда его или ее принимают другие, ощущение того, что я являюсь частью родства, что меня любит, по крайней мере, еще один человек. Это осозна ...

Проблема развития профессиональной позиции студентов-психологов
В ситуации широких социальных преобразований в нашей стране растет потребность общества в психологах-профессионалах, способных решать практические задачи в самых различных отраслях экономики, осуществлять психологическую работу среди населения. Однако все чаще возникает проблема дефицита готовности выпускников к практическим видам деяте ...

Условия научной разработки и применения тестов
Для того, чтобы результаты тестов соответствовали объективной реальности, работа с ними были эффективной тесты и все психодиагнастические материалы должны соответствовать определенным требованиям. Эти требования предъявляются не только к разработке тестов, но и к их применению. Одним из требований является надежность теста. Под надежно ...

Категории