Россолимо Григорий Иванович
Страница 2

Особую область его деятельности составляли исследования психики больных детей и детей с отклонением в поведении. Им была разработана программа наблюдений за детьми - "План исследования детской души", первая в то время и одна из наиболее признанных в общеевропейском масштабе схема наблюдений за детьми. На собственные средства Россолимо Григорий Иванович создал в 1911 г. первый в нашей стране "Институт детской психологии и неврологии" переданный им в дар Московскому Университету, где он был профессором, заведовал кафедрой нервных болезней. В институте изучалась детская личность со всех сторон: как со стороны психики и поведения, так и со стороны соматики и нервной системы. Р. определял характер изменения психических функций личности в зависимости от нервных заболеваний и других нарушений и отклонений в поведении. Установил, что у детей с отклонением в поведении наблюдается прямая зависимость с уровнем развития психических функций. Стремясь получить целостную картину личности ребенка, разработал метод "Психологического профиля", принесший ему мировую известность. В исследовании на первый план выступала количественная оценка различных функций психики с целью создания индивидуальной картины психики у детей. По программе исследовались 22 психические функции личности (11 по сокращенной программе). При этом все психические функции делились на три группы: группа "А", определяющая психический тонус личности (внимание и воля), группа "В" (память и восприятие), группа "С" (мышление, комбинаторные способности, сообразительность и наблюдательность). Результаты эксперимента заносились на график в виде точек, при соединении которых получалась кривая - "психологический профиль" личности. Вычислялся общий уровень развития психических функций, а также качественный анализ полученного профиля из соотношения внимания, воли, памяти и мышления.

Для детей младшего школьного возраста с целью ориентировки в их умственном развитии Григорий ИвановичРоссолимо разработал серию заданий под названием "Краткий метод Россолимо". Для детей дошкольного возраста была создана особая система заданий "Метод элементарных представлений профессора Россолимо". Методы Г.И. Россолимо, основывающиеся на сравнительном количественном подходе к изучению структуры личности, обогащали клинические исследования данными психического развития больных детей, что имело большое значение при диагностике различных сторон психической и нервной патологии. Большое внимание уделялось развитию, воспитанию и обучению больных и умственно-отсталых детей, проблеме их профессиональной пригодности.

· Россолимо Г.И. Краткий метод исследования умственной отсталости//Труды второго Всероссийского съезда по экспериментальной педагогике 26 – 31 декабря 1913 г.- Петроград,1913.- С.198 – 203.

· Россолимо Г.И. План деятельности отдела призрения и обучения психически - отсталых детей при XII секции второго съезда Русских деятелей по техническому и профессиональному образованию//Труды XII секции Призрение и обучения слепых, глухонемых и ненормальных детей второго Съезда Русских деятелей по техническому и профессиональному образованию 1895 – 1896 г.- М.,1898.- Раздел 3.- С. 1 – 7.

· Россолимо Г.И. План исследования детской души в здоровом и болезненном состоянии (с приложением таблицы для записи данных объективного исследования интеллекта): Пособие для родителей, педагогов и врачей.- М.: Типо-литогр. И.Н. Кушнерёв и Кº,1909.- 43 с.

· Россолимо Г.И. «Психологические профили» дефективных учащихся//Труды второго Всероссийского съезда по экспериментальной педагогике 26 – 31 декабря 1913 г.- Петроград,1913.- С. 203 – 238.

· Россолимо Г.И. Психологические профили дефективных учащихся (в отношении возраста, пола, степени отсталости и пр.).- М.: Тип. Т-ва. И.Н. Куршев и Кº,1914.-41 с.

Страницы: 1 2 


Развитие, осложненное дефектом: сущность и закономерности. Проблема компенсации нарушений психического развития
Специальная психология – это отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования или функционирования нервной системы, а именно психологию слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), умственно отсталых (олиг ...

Психологическая диагностика
Начнем с психодиагностики. Различают психодиагностику как науку (сферу знаний) и психодиагностику как практическую деятельность. Схема 1.1. Психодиагностика как сфера практики опирается на психодиагностику как науку. Л.Ф. Бурлачук, автор учебника по данной дисциплине, определяет психодиагностику как область психологической нау ...

Теория стадий Эриксона
1 Раннее младенчество От рождения до 1 года 2 Позднее младенчество От 1 года до 3 лет 3 Раннее детство Около 3-5 лет 4 Среднее детство От 5 до 11 лет 5 Половая зрелость, подростничество и юность От 11 до 20 лет 6 Ранняя взрослость От 20 до 40-45 лет 7 Средняя взросл ...

Категории