Понятие психологии конституционных различийСтраница 1
Элементами психологической структуры личности являются психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности». Их очень много. Но все это трудновообразимое число свойств личности, психологи пытаются условно уложить в некоторое число подструктур.
Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.
Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психологических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, мышления, ощущений, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, самосовершенствования этих качеств.
Далее уровнем личности является также ее социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умение, привычки.
Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая желания, интересы склонности, идеалы, мировоззрение, особенности характера, самооценки.
Различия людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера.
В психологии существует два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго - определение типов личности.
При типологическом подходе исходят из положения, что тип личности является целостным образованием, не сводимых к комбинации отдельных личностных факторов. Его содержание раскрывается описанием типичного или усредненного представителя группы лиц, относимых к данному типу.
Издавна делались попытки свести практически бесконечное множество индивидуальностей к небольшому количеству типичных портретов. В структуру индивидуально-типических свойств входят конституциональные и нейродинамические.
Выделяют общую и частную конституцию человека. Под общей конституцией понимают совокупность наиболее существенных индивидуальных особенностей и свойств, закрепленных в наследственности и определяющих специфику всех реакций организма на воздействие среды.
Иными словами, общая конституция – это общая характеристика организма. Можно предположить, что в основе общей конституции человека лежит генотип человека.
В структуре частных конституций выделяют два основных класса: класс морфологических конституций и класс функциональных.
Поскольку телосложение в сравнении с другими видами конституции – это легко наблюдаемая характеристика организма, характеризующая его как единое целое, именно оно занимает центральное, а иногда и единственное место в понятии «конституция человека». Поэтому, описывая конституционные особенности индивида, необходимо иметь ввиду весь спектр конституциональных особенностей человека. Наибольшую известность приобрели конституциональные типологии человеческой психики Э. Кречмера и У. Шелдона.
Немецкий ученый Э. Кречмер в своей знаменитой работе «Строение тела и характер» пытался найти те связи, которые существуют между строением тела человека и его психическим складом. На основе большого объема клинических наблюдений он пришел к выводу: тип телосложения предопределяет не только формы психических заболеваний, но и наши основные личностные (характерологические) особенности.
Кречмер описал 4 типа телосложения и соответствующие типы темперамента (табл. 1).
Таблица 1. – Типы телосжения и темперамента в теории Э. Кречмера
Типы телосложения |
Типы темперамента |
Астенический (лептосомный) |
Шизотимный |
Атлетический |
Искотимный |
Пикнический | |
Диспластический |
Циклотимный |
Например, Астенический тип – это люди, как правило, высокого роста, с хрупким телосложением, плоской грудной клеткой. Астеники имеют шизотимный темперамент. К характеристикам следует отнести необщительность, замкнутость, сдержанность, серьезность, застенчивость, боязливость, сентиментальность, повышенная возбудимость.
Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. Проблема
адаптации ребенка к школе
Что же происходит, когда ребенок приходит в школу? Происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, у дошкольника имеется две сферы социальных отношений «ребенок - взрослый» и «ребенок - дети». В школе возникает новая структура этихютношений. Система «ребенок - взрослый» дифферен ...
Задача 3
Какова динамика мышления при решении задачи - эвристическая или алгоритмическая?
Какие операции и приемы мышления характеризуют ход решения этой задачи?
В одном исследовании взрослым людям предъявляли фразы на языке суахили и их перевод на русский язык:
Акупенда - он любит тебя. Авапига - он бьет их.
Никупига - я бью тебя. Авупенда ...
Основные направления профконсультирования
Все основные направления профконсультационной работы можно разделить на две группы:
• профилактика профессионального становления личности, когда по мере возможного возникновения проблем упреждающе готовят оптантов, обучаемых, молодых специалистов, профессионалов к преодолению трудностей профессионального самоопределения;
• оперативная ...