Понятие психологии конституционных различий
Страница 1

Элементами психологической структуры личности являются психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности». Их очень много. Но все это трудновообразимое число свойств личности, психологи пытаются условно уложить в некоторое число подструктур.

Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.

Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психологических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, мышления, ощущений, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, самосовершенствования этих качеств.

Далее уровнем личности является также ее социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умение, привычки.

Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая желания, интересы склонности, идеалы, мировоззрение, особенности характера, самооценки.

Различия людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера.

В психологии существует два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго - определение типов личности.

При типологическом подходе исходят из положения, что тип личности является целостным образованием, не сводимых к комбинации отдельных личностных факторов. Его содержание раскрывается описанием типичного или усредненного представителя группы лиц, относимых к данному типу.

Издавна делались попытки свести практически бесконечное множество индивидуальностей к небольшому количеству типичных портретов. В структуру индивидуально-типических свойств входят конституциональные и нейродинамические.

Выделяют общую и частную конституцию человека. Под общей конституцией понимают совокупность наиболее существенных индивидуальных особенностей и свойств, закрепленных в наследственности и определяющих специфику всех реакций организма на воздействие среды.

Иными словами, общая конституция – это общая характеристика организма. Можно предположить, что в основе общей конституции человека лежит генотип человека.

В структуре частных конституций выделяют два основных класса: класс морфологических конституций и класс функциональных.

Поскольку телосложение в сравнении с другими видами конституции – это легко наблюдаемая характеристика организма, характеризующая его как единое целое, именно оно занимает центральное, а иногда и единственное место в понятии «конституция человека». Поэтому, описывая конституционные особенности индивида, необходимо иметь ввиду весь спектр конституциональных особенностей человека. Наибольшую известность приобрели конституциональные типологии человеческой психики Э. Кречмера и У. Шелдона.

Немецкий ученый Э. Кречмер в своей знаменитой работе «Строение тела и характер» пытался найти те связи, которые существуют между строением тела человека и его психическим складом. На основе большого объема клинических наблюдений он пришел к выводу: тип телосложения предопределяет не только формы психических заболеваний, но и наши основные личностные (характерологические) особенности.

Кречмер описал 4 типа телосложения и соответствующие типы темперамента (табл. 1).

Таблица 1. – Типы телосжения и темперамента в теории Э. Кречмера

Типы телосложения

Типы темперамента

Астенический (лептосомный)

Шизотимный

Атлетический

Искотимный

Пикнический

Диспластический

Циклотимный

Например, Астенический тип – это люди, как правило, высокого роста, с хрупким телосложением, плоской грудной клеткой. Астеники имеют шизотимный темперамент. К характеристикам следует отнести необщительность, замкнутость, сдержанность, серьезность, застенчивость, боязливость, сентиментальность, повышенная возбудимость.

Страницы: 1 2


Задача 11
Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Критерием проявления воли является: а) волевое действие; б) выбор мотивов и целей; в) волевые качества личности; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. Волевое поведение выполняет функцию: а) преодоления препятствий на пути к цели; б) гармонизации мотивов; в) устранения внутрен ...

История развития психологической мысли в эпоху феодализма и в период возрождения
Победившее в Европе Христианство привнесло воинственную нетерпимость ко всем "языческим" знаниям. В IV веке был уничтожен научный центр в Александрии, в начале VI века закрывалась Афинская школа. Христианство культивировало неприятие всякого знания, основанного на опыте, греховность попытки понять устройство и предназначение ч ...

Виды общения[9]
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. 1. По содержанию: 1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности) 1.2 Когнитивное (обмен знаниями) 1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями) 1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, м ...

Категории