Психология » Психологические особенности подростковой агрессивности » Экспериментальное исследование по проблеме изучения взаимосвязи между проявлениями агрессивного поведения и взаимоотношениями в группе сверстников. Обоснование методов и методик исследования

Экспериментальное исследование по проблеме изучения взаимосвязи между проявлениями агрессивного поведения и взаимоотношениями в группе сверстников. Обоснование методов и методик исследования
Страница 1

Основной задачей нашего исследования является установить взаимосвязь между агрессивным поведением подростков и их «социометрическим статусом» в группе сверстников. Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития.

Для решения нашей задачи мы использовали личностный опросник

, разработанный А.Бассом и А.Дарки в 1957 г., для диагностики агрессивных и враждебных реакций.

А.Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: « .реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий» [5, с. 78]. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басc и А.Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Исследователями была проверена надежность и валидность шкалы. Модифицированная шкала из 66 вопросов была предложена группе университетских студентов, после чего факторный анализ выявил два предсказанных фактора: «враждебность» (состоящую из субшкал «негодование» и «негативизм») и «агрессию» (состоящую из субшкал «нападение», «косвенная агрессия», «вербальная агрессия» и «раздражение»). Это подтвердило валидность шкалы, поскольку связь между субшкалами была такой, как и ожидалось. Затем, чтобы выявить ретестовую стабильность BDHI, он был предложен группе университетских студентов дважды, с перерывом в пять недель. А.Басс обнаружил, что коэффициент корреляции между двумя тестированиями составлял от 0,46 (для «негативизма») до 0,78 (для «нападения»). Общий балл (сумма по всем субшкалам) имел надежность повторного тестирования 0,82. Таким образом, хотя стабильность субшкалы «негативизм» низкая, BDHI в целом представляется достаточно стабильной мерой.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет" (см. приложение 1).

При составлении опросника использовались принципы:

Вопрос может относиться только к одной форме агрессии. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Опросник Басса-Дарки широко распространен в зарубежных исследованиях, в которых подтверждаются его высокие валидность и надежность. Опросник используется и в отечественных работах, однако данные о его стандартизации на отечественных выборках не указываются. Отмечается, что в ситуации экспертизы опросник не защищен от искажений, а достоверность результатов зависит от доверительности в отношениях испытуемого и психолога [18, с. 77-84].

2. Для подтверждения полученных данных по первой методике мы использовали тест А. Ассингера

.

Он состоит из 20 вопросов, каждый из которых содержит три утверждения – выбора. Испытуемым предлагается ответить на вопросы, т.е. выбрать один вариант ответа. Подсчет баллов производится по номерам утверждений (1 утверждение – 1 балл, 2 утверждение – 2 балла, 3 утверждение - 3 балла). В итоге дается описание поведения человека в зависимости от количества набранных баллов от 0 до 45 и более.

Страницы: 1 2


Внушение и самовнушение
После всего нами сказанного мы можем сравнить воображение с бурным потоком, который неудержимо увлекает попавшего в него, несчастного человека, несмотря на все его старания достичь спасительного берега. Поток этот кажется нам неукротимым. На самом же деле нам достаточно его изучить и узнать те законы, которые им управляют: тогда мы суме ...

Задачи среднего возраста
Задачи: 1. достижение зрелой групповой и соц.ответственности 2. достижение и поддержание целесообр.жизн.уровня 3. выбор подходящих способов проведения досуга 4. помощь детям стать ответств. и счастливыми 5. усиление личностных аспектов сем.жизни 6. принятие физиологич.перемен и приспособн. к ним 7. приспособление к взаимод.со ста ...

Теоретические аспекты. Обзор литературных источников
С момента появления цветового теста Люшера прошло почти полвека. За свою историю тест получал самые разные оценки: от восторженных, до уничтожающих. Автор теста - швейцарский психолог Макс Люшер (Max Luscher). Родился М. Люшер в Базеле (Швейцария) в 1923 году. Его отец, доктор математики А. Люшер, был сотрудником Леопольда Зонди. Тест ...

Категории