Психология » Этнические стереотипы в структуре современной этнопсихологии

Этнические стереотипы в структуре современной этнопсихологии
Страница 2

Модальные этнические стереотипы, по-видимому, выделяются исходя из предположения, что существует модальная личность этноса. Стереотипы, касающиеся черт модальной (или базисной) личности, называют модальными этническими стереотипами. Можно было бы назвать их также ведущими чертами этнического (национального) характера и, соответственно, ведущими этническими стереотипами.

Нетрудно догадаться, что модальные этнические стереотипы подразделяются на две подгруппы:

· модальные этнические автостереотипы;

· модальные этнические гетеростереотипы.

Сильная отрицательная установка способствует порождению главным образом отрицательных модальных гетеростереотипов.

Можно выделить следующие основные функции этнических стереотипов:

Функция экономии мышления - стереотипы, упрощают картину объективной реальности, создают категории и схемы представлений, облегчая наши мыслительные процессы.

Функция сохранения существующего общественного строя - поскольку социальные стереотипы являются устойчивыми представлениями о социальных группах и обществе, то если мы их принимаем, считая правильными («само собой разумеющимися»), тем самым мы принимаем как бы «естественность» и незыблемость той социальной реальности, в которой находимся. Тем самым мы становимся сторонниками сохранения существующего социального порядка, в частности этнической стратификации общества. Действительно, стереотипы консервативны и, если становятся мнениями и убеждениями людей, способствуют сохранению и защите общественного строя. Поэтому разрушение группы стереотипов — начало социальных изменений.

Функция выражения протеста – когда какая-либо социальная группа или государство проводит политику, не удовлетворяющую определенные группы людей, в этих социальных средах начинают формироваться отрицательные стереотипы в отношении власти или этих групп. Таким путем люди выражают протест против неприятной реальности. Создание стереотипов – этап психологической подготовки социальных действий.

Функция искажения реальности - как мы видели уже из определения стереотипов, они нередко искажают реальность, во всяком случае, сильно упрощают ее. Это помеха па пути к научному познанию общества, этносов и межэтнических отношений. Но бывает и так, что определенные индивиды или группы людей заинтересованы именно в искажении социальной реальности, положение людей в обществе и т.п. Тогда искажающий потенциал социальных и этнических стереотипов становится их необходимой используемой функцией.

Следует знать те специфические условия, которые требуют появления стереотипов и способствуют возникновению этих социально-психологических явлений. В литературе обращается внимание на следующие из этих условий:

· дифференциация «мы» и «они» и приписывание «им» отрицательных черт. Такие проекции и атрибуции приводят к дегуманизации представителей других этносов в глазах членов своего этноса;

· восприятие других этносов в качестве соперников, что вызывает к жизни этнозащитные механизмы и процессы. Формируются комплексные этнозащитные механизмы в виде этнических предубеждений;

· необходимость самооправдания, оправдания совершенных или планируемых прагматических действий тоже вызывает необходимость создания этнических стереотипов.

Адаптация личности и социальных групп к проблемным ситуациям осуществляется с помощью целого ряда защитных и других механизмов. Поэтому когда речь идет о защитных функциях этнических стереотипов, проблему эту можно рассматривать на двух уровнях:

· каким образом стереотипы участвуют в процессах адаптации личностей или групп?

· какие психозащитные функции имеют стереотипы в жизни ин­дивидов и групп?

В настоящее время на все эти и другие вопросы, число которых велико, невозможно дать однозначные и удовлетворительные ответы.

Стереотипы как коллективные социально-психологические образования действуют автоматически и весьма эффективно. Данное означает, что одним из основных источников стереотипов является конформность личности к групповым представлениям. Поэтому чаще всего не сам индивид создает свои стереотипы: он просто разделяет уже существующие в его социальной группе стереотипы. Эго уже готовые определения и характеристики, даваемые различным расовым и этническим группам. Переходя в новый социальный мир, человек вынужден переадаптироваться и в этом процессе начинает усваивать новую систему стереотипов и убеждений.

Страницы: 1 2 3 4


Развитие самосознания в ранней юности
Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни. Процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное ...

Основные требования Марии Монтессори
1) Надо выбирать такой материал, который бы вызвал активность и упражнения. Соответствующие предметы должны быть устроены так, чтобы давать возможность ребёнку замечать и исправлять свои ошибки самостоятельно. Только лишь при таком условии воспитание внешних ощущений будет самовоспитанием. 2) Сводится к тому, чтобы посредством повторны ...

Кризис трех лет: причины и симптоматика
Кризис трехлетнеговозраста - этап онтогенеза, сопровождающийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных новообразований у детей и переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими. Отделение себя от других людей, сознание собственных возможностей через чувство овладения телом, ощущение себя источником воли приводят ...

Категории