Психология » Этнические стереотипы в структуре современной этнопсихологии

Этнические стереотипы в структуре современной этнопсихологии
Страница 2

Модальные этнические стереотипы, по-видимому, выделяются исходя из предположения, что существует модальная личность этноса. Стереотипы, касающиеся черт модальной (или базисной) личности, называют модальными этническими стереотипами. Можно было бы назвать их также ведущими чертами этнического (национального) характера и, соответственно, ведущими этническими стереотипами.

Нетрудно догадаться, что модальные этнические стереотипы подразделяются на две подгруппы:

· модальные этнические автостереотипы;

· модальные этнические гетеростереотипы.

Сильная отрицательная установка способствует порождению главным образом отрицательных модальных гетеростереотипов.

Можно выделить следующие основные функции этнических стереотипов:

Функция экономии мышления - стереотипы, упрощают картину объективной реальности, создают категории и схемы представлений, облегчая наши мыслительные процессы.

Функция сохранения существующего общественного строя - поскольку социальные стереотипы являются устойчивыми представлениями о социальных группах и обществе, то если мы их принимаем, считая правильными («само собой разумеющимися»), тем самым мы принимаем как бы «естественность» и незыблемость той социальной реальности, в которой находимся. Тем самым мы становимся сторонниками сохранения существующего социального порядка, в частности этнической стратификации общества. Действительно, стереотипы консервативны и, если становятся мнениями и убеждениями людей, способствуют сохранению и защите общественного строя. Поэтому разрушение группы стереотипов — начало социальных изменений.

Функция выражения протеста – когда какая-либо социальная группа или государство проводит политику, не удовлетворяющую определенные группы людей, в этих социальных средах начинают формироваться отрицательные стереотипы в отношении власти или этих групп. Таким путем люди выражают протест против неприятной реальности. Создание стереотипов – этап психологической подготовки социальных действий.

Функция искажения реальности - как мы видели уже из определения стереотипов, они нередко искажают реальность, во всяком случае, сильно упрощают ее. Это помеха па пути к научному познанию общества, этносов и межэтнических отношений. Но бывает и так, что определенные индивиды или группы людей заинтересованы именно в искажении социальной реальности, положение людей в обществе и т.п. Тогда искажающий потенциал социальных и этнических стереотипов становится их необходимой используемой функцией.

Следует знать те специфические условия, которые требуют появления стереотипов и способствуют возникновению этих социально-психологических явлений. В литературе обращается внимание на следующие из этих условий:

· дифференциация «мы» и «они» и приписывание «им» отрицательных черт. Такие проекции и атрибуции приводят к дегуманизации представителей других этносов в глазах членов своего этноса;

· восприятие других этносов в качестве соперников, что вызывает к жизни этнозащитные механизмы и процессы. Формируются комплексные этнозащитные механизмы в виде этнических предубеждений;

· необходимость самооправдания, оправдания совершенных или планируемых прагматических действий тоже вызывает необходимость создания этнических стереотипов.

Адаптация личности и социальных групп к проблемным ситуациям осуществляется с помощью целого ряда защитных и других механизмов. Поэтому когда речь идет о защитных функциях этнических стереотипов, проблему эту можно рассматривать на двух уровнях:

· каким образом стереотипы участвуют в процессах адаптации личностей или групп?

· какие психозащитные функции имеют стереотипы в жизни ин­дивидов и групп?

В настоящее время на все эти и другие вопросы, число которых велико, невозможно дать однозначные и удовлетворительные ответы.

Стереотипы как коллективные социально-психологические образования действуют автоматически и весьма эффективно. Данное означает, что одним из основных источников стереотипов является конформность личности к групповым представлениям. Поэтому чаще всего не сам индивид создает свои стереотипы: он просто разделяет уже существующие в его социальной группе стереотипы. Эго уже готовые определения и характеристики, даваемые различным расовым и этническим группам. Переходя в новый социальный мир, человек вынужден переадаптироваться и в этом процессе начинает усваивать новую систему стереотипов и убеждений.

Страницы: 1 2 3 4


Трогать или не трогать?
Помимо того, что язык тела - это средство отправлять и получать сигналы, он может, в случае если вы им владеете, помочь прорвать «оборону» другого человека. Один бизнесмен, который торопился быстрее закончить выгодное дело, совершил роковую ошибку из-за того, что не учел психологической разницы в восприятии жестов. "Эта сделка, - ...

Экспериментальное изучение особенностей развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями. Задачи, методы и организация исследования
Практическая часть состояла в организации и проведении экспериментального исследования по выявлению особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями. В ходе теоретического изучения проблемы особенностей развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями был ...

Рекомендации по организации занятий по развитию познавательной сферы с детьми раннего возраста
Ввиду слабо развитой координации движений, низкого уровня сенсорной и особенно моторной речи в раннем возрасте обучение предметным действиям должно быть преимущественно индивидуальным. Целесообразно повторять одни и те же занятия с детьми 5-8 раз. Частота повтора определяется содержанием дидактических задач и степенью усвоения программн ...

Категории