Психология » Этнические стереотипы в структуре современной этнопсихологии

Этнические стереотипы в структуре современной этнопсихологии
Страница 3

Групповое согласие, пусть молчаливое и «само собой подразумевающееся», в том, что следует думать об определенной социальной или этнической группе и как следует действовать при встрече с ней, — мощная психическая сила, эффективный мотив человеческих действий. Правда, с течением времени эти групповые представления, предписания и ожидания тоже меняются.

Известно, что каждая этническая общность состоит из многочисленных социальных групп, которые отличаются, друг от друга по возрасту своих членов, по полу, профессии, классовой принадлежности и т.п.

Чтобы понять соотношение социальных установок и стереотипов нужно знать современные представления о структуре социальных установок. Нас здесь интересуют именно социальные установки, так как речь идет о таких социальных объектах, как этнические группы и их члены — этнофоры: они являются социальными объектами установок.

В социальных установках анализ вскрывает три основных компо­нента, или «блока»:

· когнитивный блок содержит образ предмета установки, мысли о нем и его оценки; все эти познавательные компоненты частично выражаются словами (вербализованы), частично же (иногда — преимущественно) подсознательны и невербальны (бессловесны);

· эмоциональный блок включает положительные, отрицательные или амбивалентные эмоции и чувства, которые вызываются в личности (носителе установки) предметом установки; эмоциональный блок установки может состоять из нескольких эмоций и быть амбивалентным или даже многозначным;

· так называемый конативный блок содержит тенденцию к действиям, а может быть, даже программу тех действий, которые совершила бы личность при встрече с этим объектом (человеком или группой).

Если теперь мы сравним вышеизложенное с описанием структуры социального стереотипа, то без труда убедимся, что стереотип почти всегда содержит первые два блока: когнитивный и эмоциональный, тогда как третий блок присутствует не всегда.

Стереотипы оказывают влияние на восприятие, память, мышление и обучение людей, на межличностные отношения. Они, как и следовало ожидать, влияют и на поведение людей. Они содержат в себе программы действий людей. Всему этому человек учится не только на своем ограниченном личном опыте, но и в процессе социализации.

После того как возникает дифференциация «мы — они» и формируются различные установки и мнения об этих группах, эти психические образования начинают оказывать влияние на поведение людей. С членами своей группы люди более общительны, готовы помочь им и т.п. Достаточно знать, что какие-то люди «из наших», и названные просоциальные действия нередко запускаются без особого труда. В то же время поведение по отношению к членам другой, «не своей» группы не отличается сопереживанием и готовностью оказать помощь, а если чужая группа считается враждебной, человек может совершать агрессивные действия.

Как известно из теории ролей, в структуру социальной роли входят:

· предписываемые обществом или референтной группой правила поведения (ожидания);

· ожидания самого исполнителя, т. е. его представления о том, как он будет исполнять роль;

· само исполнение, т. е. поведенческий аспект роли.

Нетрудно увидеть, что социальный стереотип имеет сходство с социальной ролью, как в структурном, так и в функциональном аспектах. Поэтому иногда говорят, что стереотип — это роль, исполнения которой от человека требуют уже потому, что он является членом определенной группы.

Этнический стереотип при таком подходе тоже является разновидностью роли, но это уже этническая роль человека, которую ему предписывает его этнос. Во всяком случае, как в ролях, так и в стереотипах есть ожидания, которые предъявляются к исполнителю, и в этом отношении эти явления сходны.

Есть стереотипы, носителем которых является вся нация, но есть и такие, которые имеют более поверхностный и текущий, временный характер. Носителями последних являются отдельные социальные, например профессиональные, группы. Однако могут наблюдаться переходы из одной группы стереотипов в другую.

Страницы: 1 2 3 4


Обучение как процесс управления. Методы обучения и их классификация
После завершения оживленной дискуссии по проблеме методов обучения, которая проходила в 60-е годы, появилось несколько буквально взаимоисключающих определений понятия <метод обучения> и около двух десятков классификаций методов обучения. До сих пор нет единого видения структуры метода обучения. Это дает основания еще раз обратитьс ...

Стадии медленного сна и быстрый сон
Основные данные, полученные за годы многочисленных и разнообразных исследований сна, сводятся к следующему. Сон — не перерыв в деятельности мозга, это просто иное состояние. Во время сна мозг проходит через несколько различных фаз, или стадий, активности, повторяющейся с примерно полуторачасовой цикличностью. Сон состоит из двух качеств ...

Особенности организации исследования
В соответствии с поставленными задачами в апреле 2004 года на базе МДОУ «Детский сад N 244 комбинированного вида ЦАО гор Омска» была проведена экспериментальная часть данной работы. В подготовительной группе 25 детей. В эксперименте принимало участие 10 детей в возрасте от 6 до 7 лет. Отбор испытуемых проводился методом случайной выбор ...

Категории