Материальные способности
Материальные способности
всегда имеют в своем составе духовный компонент, духовное обеспечение: материальная деятельность невозможна без знаний, умения осмысливать ситуацию и принимать решения. Основной, материальный компонент материальных способностей — это системы двигательных реакций и затраты нервной энергии (биологический уровень) и совокупность осуществляемых на основе этих затрат материальных практических действий (социальный уровень).
Развитие способностей к материальной практической деятельности наиболее удачно объясняет теория функциональных органов,
разработанная известным советским психологом Алексеем Николаевичем Леонтьевым. Любое движение человека — результат сложного взаимодействия (1) коры головного мозга, в которой непосредственно локализовано сознание, (2) проводящих нервных путей, передающих систему команд, (3) скелетных мышц, приводящих в движение человеческое тело, и (4) органов чувств (рецепторов), контролирующих результаты деятельности и обеспечивающих обратную связь с корой больших полушарий. Когда человек первый раз в жизни пытается выполнить какую-либо операцию с предметами — чистить картошку, ездить на велосипеде, бегать на коньках или печатать текст на компьютере — вся эта система не отлажена, работает медленно и неточно (поэтому с велосипеда падают, кожура срезается слишком толсто и т. п.). Если данное действие выполнять многократно, создается устойчивая связь между нервами, мышцами и органами чувств. Воз![]()
никает навык, движение становится быстрым и точным, постепенно доходя до автоматизма. Образуется устойчивая, взаимосвязанная система, в рамках которой слаженно работают мозг, нервные пути мышцы и органы чувств. Эта система внешне незаметна — у искусного велосипедиста или компьютерщика не вырастает новых органов в виде каких-то дополнительных рук и ног. Строение тела не изменяется, но возникает новая связь между органами, позволяющая в совершенстве выполнять какую-либо функцию. Такую систему называют функциональным органом. Функциональная связь такого рода может сохраняться в течение десятилетий и при необходимости быстро приводится в действие. Так, человек, очень долго не садившийся на велосипед, сохраняет умение держать равновесие и можно быстро восстановить все связанные с ездой навыки. Существование такой функциональной связи (функционального органа) с удивлением обнаруживает главный герой кинофильма «Когда деревья были большими» (в исполнении Ю. Никулина). Взявшись обтачивать напильником деталь, он почувствовал, что «руки помнят», как это делать — помнят с тех давних пор, когда он работал слесарем. Развитие способностей к материальной практической деятельности всегда основывается на формировании и совершенствовании функциональных органов.
Вопросы для повторения
1.Охарактеризуйте рабочую группу как социально-психологическую общность людей. Покажите ее отличие от других социальных групп.
2. Объясните суть проблемы зрелости рабочей группы и выделите факторы ее формирования.
3. Назовите препятствия на пути эффективного функционирования рабочей группы.
4. Расскажите о морально-психологическом кл ...
Речь
Явлениям речи и общения в учебниках по психологии до сих пор не найдено обоснованного места. Многие годы тема «Речь» излагалась в системе познавательных процессов вслед за темой «Мышление». Такая логика ставила речь в зависимость от мышления, и статус «формы мысли» долго был центральным в трактовке речи. В соответствии с ныне действующе ...
Формирование произвольной памяти
Произвольные формы запоминания и восприятия начинают складываться в возрасте четырех - пяти лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием воспроизведением, по утверждению А.Н. Леонтьева, создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Количество слов, ...
