Психология » Индивидуальные особенности внимания » Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей внимания (продуктивность и устойчивость)

Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей внимания (продуктивность и устойчивость)
Страница 1

Устойчивость внимания.

Устойчивость заключается в способности определенное время сосредотачиваться на одном и том же объекте. Это свойство внимания может определяться периферическими или центральными факторами. Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено непроизвольным периодическим колебаниям. Исследователи внимания считают, что традиционная трактовка устойчивости внимания требует некоторых разъяснений, ибо в действительности такие малые периоды колебания внимания ни в коем случае не являются всеобщей закономерностью. В настоящее время доказано, что наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. Когда поставленная задача требует от нас сосредоточенности, на каком либо предмете, и мы раскрываем в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета не дает возможности для дальнейшего его изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание колеблется. Таким образом, для поддержания внимания к какому либо предмету необходимо, чтобы восприятие предмета развивалось и обнаруживало перед нами новое содержание. Если бы внимание всегда было неустойчиво более или менее умственная работа была бы невозможна. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий. К их числу относятся степень трудности материала и знакомства с ним, его понятность, отношение к нему со стороны субъекта, а также индивидуальные особенности личности.

Большой интерес представляют методы изучения устойчивости внимания. Исследование устойчивости внимания имеет целью установить насколько прочно и устойчиво внимание сохраняется в течении длительного времени, отмечаются ли колебания его устойчивости и когда возникают явления утомления, при которых внимание субъекта начинает отвлекаться побочными раздражителями.

В своей экспериментально-исследовательской работе я остановлюсь на определении особенностей внимания, а именно устойчивости и продуктивности.

Цель: Выявление индивидуальных особенностей внимания (продуктивность и устойчивость)

Задачи: 1. Разработать программу исследования (проведение организационной работы по отбору испытуемых, выбор методики исследования, подготовка стимульного материала)

2. Выявить индивидуальные особенности внимания (продуктивность и устойчивость)

Для решения поставленных задач я использовала методику колец Ландольта из книги Немов Р.С., Психология: Учебник для студентов высших пед. учебн. завед. :В 3 кн.: кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – с.207.

Для проведения исследования я выбрала 10 участников детей. Они все посещают одну старшую группу одного детского сада. Для исследования было сформировано 2 подгруппы: подгруппа мальчиков и подгруппа девочек. Дети, участвовавшие в эксперименте все примерно одного возраста.

1 подгруппа: 1. Дима К. - 6л. 3м.

2. Алеша В. - 6л. 5м.

3. Вадим У. – 6л. 6м.

4. Дима М. – 6л. 8м.

5. Саша В. – 6л. 6м.

2 подгруппа: 1. Саша Д. – 6л. 5м.

2. Катя Н. – 6л. 7м.

3. Настя Н – 6л. 5м.

4. Ильнара Н. – 6л. 8м.

5. Настя Н. – 6л. 5м.

На мое предложение поучаствовать в новой интересной игре на внимание дети откликнулись охотно и заинтересованно.

Обоснование выбора методики колец Ландольта такое: исследования проводились среди старших дошкольников, многие из которых уже в этом году собираются переступить порог школы , а мы знаем, что внимание – один из главных психологических процессов от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. Они могут быть устранены, если заранее до поступления в школу, известны индивидуальные особенности внимания и тот уровень, на котором оно находится в данный момент.

В качестве основного методического. Стимульного материала для оценки устойчивости внимания выбраны кольца Ландольта, потому что они являются универсальным средством, которое можно применять для изучения внимания детей разных возрастов, получая сравнимые и преемственные показатели.

Методика определения продуктивности и устойчивости внимания.

Цель: выявление индивидуальных особенностей внимания (продуктивность и устойчивость)

Материал: бланки с кольцами Ландольта, письменные принадлежности.

Ход выполнения: Ребенку предлагается бланк с кольцами Ландольта в сопровождении следующей инструкции: «Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется «Будь внимателен и работай как можно быстрее». В этой игре ты будешь соревноваться с другими детьми, потом мы посмотрим, какого результата ты добился в соревновании с ними. Я думаю, что у тебя это получится не хуже, чем у остальных детей».

Далее ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен делать, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.

Страницы: 1 2


Анализ отношения обучающихся к учебной деятельности и выбранной профессии. Характеристика профессии по разным основаниям классификации
В современных условиях особую важность приобретает создание оптимального механизма управления персоналом во всех сферах и отраслях экономики, обеспечивающего комплексный подход к решению проблем эффективного использования человеческого фактора на производстве. В связи с этим возникает необходимость подготовки специалистов, обладающих со ...

Особенности полового самосознания подростка. Эмоциональный мир подростка
В подростковом возрасте изменяются отношения между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу как к представителю другого пола. В этой связи подростку становится особенно важно, как относятся к нему другие. С этим прежде всего связывается собственная внешность: в какой мере лицо, прическа, фигура, манера держать ...

Экспериментальное изучение особенностей развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями. Задачи, методы и организация исследования
Практическая часть состояла в организации и проведении экспериментального исследования по выявлению особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями. В ходе теоретического изучения проблемы особенностей развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями был ...

Категории