Суггестивные методы в психологической помощи
В настоящее время, как в психологической науке, так и практике наблюдается растущий интерес к изучение и применению суггестии. Понятие суггестивного воздействия, несмотря на специфичность своего названия, встречается в повседневной жизни любого человека. Рассуждая о суггестии, люди часто имеют в виду нечто почти сверхъестественное. При этом влияние одного человека на другого в Средние века объяснялось истечением определенной силы в виде так называемого флюида с концов пальцев или из глаз гипнотизирующего во время сеансов гипноза. И поныне этот взгляд особенно охотно поддерживается так называемыми магнетизерами, пользующимися явлениями гипноза в своекорыстных целях эксплуатирования доверенных лиц, что активно критикуется психологической наукой.
Следует отметить, что, к сожалению, в обыденном языке термин «внушение» приобрёл прочный негативный смысл, ассоциирующийся с манипуляцией, недозволенным вмешательством в сознание человека. Однако, зачастую люди забывают о положительных и конструктивных эффектах таких воздействий. Изучение подходов, позитивно рассматривающих природу состояний изменённого сознания, в которые неизменно погружается человек при суггестивных вмешательствах, а также методов и техник подобного воздействия представляется чрезвычайно актуальным для развития современной практики психологической помощи.
Сейчас востребованность увеличивается суггестивных методов, поскольку в научной среде происходит переосмысление подходов, методов и сферы применений такого рода воздействий. Есть и еще одна важная предпосылка, обуславливающая социальный запрос на разработку и внедрения суггестивных методов. Речь идет о повышении экстремальности в мире. Современный человек все чаще сталкивается с чрезвычайными, трудными, экстремальными ситуациями, характеризующиеся, на первый взгляд, своей непредсказуемостью, деструктивными аспектами и тотальной нехваткой времени для психотерапевтических действий, в действительности вполне приемлют суггестивные вмешательства.
Мы придерживаемся позиции, что гипноз и суггестивные методы – это техники вполне ощутимого и результативного психологического воздействия. Опираясь на работы М. Эриксона, Д. Гриндера, Р. Бендлера, Ч. Тарта, Б. Д. Карвасарского и др., охарактеризуем методы психологического воздействия через достижение состояний изменённого сознания. В современной психотерапевтической практике широко представлены такие методы, как аутосуггестивные воздействия и аутогенные реагирования, гипнотические и наркопсихотерапевтические влияния, методики «маски» и плацебо. В нейро-лингвистическом программировании широко используются элементы суггестивного воздействия на неосознаваемую сферу человека. Так, например, установление «якоря» дает возможность перепрограммирования поведения. Благодаря подобному перепрограммированию, у человека появляется ряд возможностей, из которых он делает наилучший выбор.
Несомненно, психологическое воздействие должно носить характер высококвалифицированной помощи. Именно поэтому нужно стремиться к освоению как можно большего количества методик и расширению опыта общения с людьми, что в свою очередь создаёт незаменимый жизненный опыт человека.
Структура “я” и самооценка
В начале подросткового возраста (11-12 лет) в содержании “я” заметны существенные изменения. Во первых отмечается бурный рост негативных самооценок: 34% мальчиков и 26% девочек дают себе полностью негативные характеристики. Наряду с редким ростом числа негативных самооценок, изменяется главный критерий. На 1-ое место выходят нравственн ...
Способы определения креативности
Слово "креативность" происходит от латинского "creare", что означает порождать, создавать, творить. Уже согласно этому, креативность есть процесс, который развивается и который хранит в себе происхождение и цель.
Определение признаков креативности, оценки и креативных качеств учащихся относятся:
- беглость - способ ...
Деловое общение в рабочей группе
Нет необходимости подробно останавливаться на значении проблемы рабочей группы, или, как говорят на Западе, команды, для уяснения практики делового общения. Коллектив, каковым и является по сути рабочая группа, потенциально — мощный стимул трудовой активности, приносит удовлетворение своим членам, ставит высокие цели, создает творческую ...