Психология » Анализ гипотезы Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития » Сущность гипотезы Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития. Понятие о периодизации. Основные моменты подхода Д.Б. Эльконина

Сущность гипотезы Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития. Понятие о периодизации. Основные моменты подхода Д.Б. Эльконина
Страница 1

Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом.

В процессе онтогенеза – от рождения до зрелых лет ребенок проходит через несколько возрастных периодов, имеющих свои характерные признаки. К ним относятся условия жизни, деятельность, отношения с окружающими, особенности структуры личности и познавательной сферы, анатомо-физиологические особенности и многое другое. Поэтому различные периодизации психического развития базируются на разных основаниях.

Наиболее известной в российской психологической науке является возрастная периодизация Даниила Борисовича Эльконина, основанная на подходе к психологии развития, сложившемся в школе Л.С. Выготского.

Ключевыми моментами концепции являются:

Социальная ситуация развития – это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе, и то, как он в ней ориентируется.

Основной, или ведущий вид деятельности ребенка в этот период, определяющий основное направление развития в том или ином возрасте.

Основные психологические новообразования развития, т.е. та способность, которая складывается у ребенка в ходе осуществления ведущего вида деятельности.

Кризисы – переломные моменты, отделяющие один возраст от другого.

Исходя из классических принципов периодизации, Эльконин подверг тщательному анализу содержательно-предметную сторону деятельности и пришел к выводу о том, что единый по своей природе процесс жизни ребенка в обществе в ходе исторического развития раздваивается, расщепляется на две стороны:

Усвоение мотивационно-потребностной сферы личности (усвоение мира общения);

Усвоение операционно-технической сферы (усвоение предметного мира).

Д.Б. Эльконин открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности: на определенном этапе активность ребенка направлена на познание взаимоотношений с людьми, затем наступает этап познания способов употребления предметов – предметно-манипулятивная деятельность. Каждый раз между этими двумя типами деятельности возникают противоречия, которые становятся причиной развития. Кризисами развития называются переходы от одного ведущего вида деятельности к другому. Кризис – своеобразное, поведенческое указание ребенка на возникшую у него потребность перемен: изменения системы отношений со взрослыми, появление нового предмета совместной деятельности со взрослыми, т.е. новой ведущей деятельности. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу, она открывается деятельностью в сфере общения.

Учитывая закон периодичности, Эльконин по-новому объясняет содержание кризисов развития. Так, 3 года и 12 лет – кризисы отношений, вслед за которыми формируется ориентация в человеческих отношениях; 1 год и 7 лет – кризисы, открывающие ориентацию в мире вещей.

Эпоха

Период

Кризисы

Ведущая деятельность

Основные новообразования

Раннее детство

Младенчество (от рождения до 1 года)

Новорожденности

Непосредственное эмоциональное общение

Формирование потребности в общении, эмоциональном отношении

Раннее возраст (1-3 лет)

1 года

Предметно-манипулятивная

Развитие речи и наглядно-действенного мышления

Детство

Дошкольный возраст (3-6 лет)

3 лет

Ролевая игра

Стремление к общественно значимой деятельности

Младший школьный возраст (6) 7-11 лет)

7 лет

Учебная

Произвольность психических процессов, внутренний план действий

Подростничество

Подростничество (11-14 лет)

11-12 лет

Интимно-личностное общение

Самооценка, критическое отношение к людям, стремление к взрослости, подчинение коллективным нормам

Ранняя юность (15-17 лет)

15 лет

Учебно-профессиональная

Формирование мировоззрения, профессиональных интересов, самосознания. Мечты и идеалы.

Страницы: 1 2


Процесс общения (коммуникации)
Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты (общающиеся). Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять "с ...

Формирование самооценки дошкольников в процессе игры
Для дошкольника благоприятны завышенные самооценки с различных позиций по всем уровням (самый умный, самый красивый… и т.д.). Низкие же самооценки характеризуют наличие внутриличностных и межличностных конфликтов у ребенка, но в группе обследуемых детей таковых не выявлено. Одна из наших задач – формирование адекватной самооценки дошко ...

Изучение географической карты
Ребёнку даётся карта - туристская маршрутная схема, с изображением какой - либо реки. По берегам реки нанесены схематические изображения городов, деревень, железной дороги, мостов и т. д. Детям говорят: «Видишь, по реке плывёт теплоход. Представь себе, что ты стоишь на палубе, смотришь на берега. И вот обо всём, что ты видишь и чувствуе ...

Категории