Психология » Анализ гипотезы Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития » Сущность гипотезы Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития. Понятие о периодизации. Основные моменты подхода Д.Б. Эльконина

Сущность гипотезы Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития. Понятие о периодизации. Основные моменты подхода Д.Б. Эльконина
Страница 1

Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом.

В процессе онтогенеза – от рождения до зрелых лет ребенок проходит через несколько возрастных периодов, имеющих свои характерные признаки. К ним относятся условия жизни, деятельность, отношения с окружающими, особенности структуры личности и познавательной сферы, анатомо-физиологические особенности и многое другое. Поэтому различные периодизации психического развития базируются на разных основаниях. Точный прогноз погоды на месяц: идет 30 градусная жара прогноз погоды Pogodnik.

Наиболее известной в российской психологической науке является возрастная периодизация Даниила Борисовича Эльконина, основанная на подходе к психологии развития, сложившемся в школе Л.С. Выготского.

Ключевыми моментами концепции являются:

Социальная ситуация развития – это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе, и то, как он в ней ориентируется.

Основной, или ведущий вид деятельности ребенка в этот период, определяющий основное направление развития в том или ином возрасте.

Основные психологические новообразования развития, т.е. та способность, которая складывается у ребенка в ходе осуществления ведущего вида деятельности.

Кризисы – переломные моменты, отделяющие один возраст от другого.

Исходя из классических принципов периодизации, Эльконин подверг тщательному анализу содержательно-предметную сторону деятельности и пришел к выводу о том, что единый по своей природе процесс жизни ребенка в обществе в ходе исторического развития раздваивается, расщепляется на две стороны:

Усвоение мотивационно-потребностной сферы личности (усвоение мира общения);

Усвоение операционно-технической сферы (усвоение предметного мира).

Д.Б. Эльконин открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности: на определенном этапе активность ребенка направлена на познание взаимоотношений с людьми, затем наступает этап познания способов употребления предметов – предметно-манипулятивная деятельность. Каждый раз между этими двумя типами деятельности возникают противоречия, которые становятся причиной развития. Кризисами развития называются переходы от одного ведущего вида деятельности к другому. Кризис – своеобразное, поведенческое указание ребенка на возникшую у него потребность перемен: изменения системы отношений со взрослыми, появление нового предмета совместной деятельности со взрослыми, т.е. новой ведущей деятельности. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу, она открывается деятельностью в сфере общения.

Учитывая закон периодичности, Эльконин по-новому объясняет содержание кризисов развития. Так, 3 года и 12 лет – кризисы отношений, вслед за которыми формируется ориентация в человеческих отношениях; 1 год и 7 лет – кризисы, открывающие ориентацию в мире вещей.

Эпоха

Период

Кризисы

Ведущая деятельность

Основные новообразования

Раннее детство

Младенчество (от рождения до 1 года)

Новорожденности

Непосредственное эмоциональное общение

Формирование потребности в общении, эмоциональном отношении

Раннее возраст (1-3 лет)

1 года

Предметно-манипулятивная

Развитие речи и наглядно-действенного мышления

Детство

Дошкольный возраст (3-6 лет)

3 лет

Ролевая игра

Стремление к общественно значимой деятельности

Младший школьный возраст (6) 7-11 лет)

7 лет

Учебная

Произвольность психических процессов, внутренний план действий

Подростничество

Подростничество (11-14 лет)

11-12 лет

Интимно-личностное общение

Самооценка, критическое отношение к людям, стремление к взрослости, подчинение коллективным нормам

Ранняя юность (15-17 лет)

15 лет

Учебно-профессиональная

Формирование мировоззрения, профессиональных интересов, самосознания. Мечты и идеалы.

Страницы: 1 2


Ответьте на вопросы и подсчитайте результат
Определите свою систему ценностей в нижеследующих ситуациях, используя такой код: совершенно согласен — СС; согласен С; не согласен — ИС, совершенно не согласен — СНС. Повышение уровня этики делового общения.Существуют различные средства и способы повышения уровня моральности делового общения. В качестве примеров повышения показат ...

Личностное самоопределение как психологическая проблема
Усиление личностного подхода в психологии привело к обогащению ее языка понятиями, отражающими те аспекты сферы развития личности, которые ранее оставались за рамками психологического анализа. К таким понятиям, помимо уже рассмотренного понятия «Я-концепция», следует отнести понятие «самоопределение личности» или «личностное самоопредел ...

Тестовый материал на определение уровня тревожности.
1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко. 2. Мои нервы расстроены не более, чем у других людей. 3. У меня редко бывают запоры. 4. У меня редко бывают головные боли 5. Я редко устаю. 6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым. 7. Я уверен в себе. 8. Практически я никогда не краснею. 9. По сравнению со своими друз ...

Категории