Психология » Мария Монтессори о сенсорном развитии детей » Основные требования Марии Монтессори

Основные требования Марии Монтессори

1) Надо выбирать такой материал, который бы вызвал активность и упражнения. Соответствующие предметы должны быть устроены так, чтобы давать возможность ребёнку замечать и исправлять свои ошибки самостоятельно. Только лишь при таком условии воспитание внешних ощущений будет самовоспитанием.

2) Сводится к тому, чтобы посредством повторных упражнений происходило постепенное утончение различающего восприятия. Например, детям предлагают, разместить по порядку восемь различных цветов в восьми различных оттенках речь, идёт не о том, чтобы сразу же дать ребёнку знание чувственно воспринимаемых явлений; нет, всё дело состоит лишь в упражнении ребёнка в чувственном различении.

3) Это требование настаивает на изолировании воспитуемого ощущения, если это возможно. Так, например, упражнения со слуховыми ощущениями проходят гораздо успешнее, если будут не только тишина, но и мрак. Поэтому для воспитания ощущений надо завязывать ребёнку глаза: это повышает внимание и интерес ребёнка к данному ощущению.

4) Надо начинать упражнения с немногих резко контрастирующих предметов, цветов и т. п. и лишь постепенно переходит к множеству стимулов, причём разница между ними становится всё более тонкой и незаметной.

После длительной и интенсивной работы с материалом нужно закрепить приобретённые навыки и ввести новые понятия. Это происходит на устных уроках. Подобные уроки должны быть трёхступенчатыми.

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ:

Учитель устанавливает связь между предметом и его названием, то есть он указывает на предмет и ясно, четко произносит его название. Так вещь и название прочно ассоциируются друг с другом. Название связывается с конкретной вещью.

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ:

Учитель произносит название предмета, ребёнок должен указать соответствующий предмет и дать его учителю, положить его на стол или отнести обратно на место. Из-за частой смены поручений ребёнок постепенно учится быстро наводить порядок, не теряя интереса к этому занятию. Повторения должны быть многочисленными, интересными для ребёнка и учитывающими его сильное стремление к движению.

ТРЕТЯЯ СТУПЕНЬ:

Учитель указывает на предмет и просит ребёнка назвать его. Пассивный словарь становится активным. Теперь ребёнок знает и предмет, и его название. Третья ступень представляет собой контроль второй ступени. Таким образом, ребёнок расширяет свой активный словарь.

Итак, мы знаем теперь технику воспитания ощущений, знаем и те принципы, которыми надо руководиться при выборе соответствующего материала для упражнений.


Внушение измененного хода времени
В настоящее время нет, пожалуй, в экспериментальной психофизиологии менее разработанного раздела, чем тот, который посвящен исследованию закономерностей восприятия человеком хода времени и особенностям функционирования нервных структур, составляющих временной анализатор. Достаточно сказать, что далеко не каждое руководство по психологии ...

Кризис трех лет: причины и симптоматика
Кризис трехлетнеговозраста - этап онтогенеза, сопровождающийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных новообразований у детей и переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими. Отделение себя от других людей, сознание собственных возможностей через чувство овладения телом, ощущение себя источником воли приводят ...

Исследование развития памяти дошкольников. Программа проведения исследования развития памяти. Постановка проблемы и гипотеза исследования
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. В старшем же дошкольном возрасте (5 и 6 лет) совершается переход от непроизвольной памяти к начальным этапам произвольного запоминания и припоминания. Шестилетние дети даже в обычных условиях могут самостоятельно образовывать мысленные ...

Категории