Личность - общение и формирование.
Страница 3

Путь воспитательной работы с человеком, направленный на развитие в его личности качеств, формировании у него способности сопереживать другим людям—близким, товарищам по общему делу, со­отечественникам, идейным единомышленникам.

Воспитание этой сугубо социальной способности, которое преж­де всего предполагает развитие у человека умения ставить себя на место другого и чувствовать его боль и радость как свои, — процесс не только длительный, но и прямо сопряженный с выработкой в человеке таких важных для нашего общества характеристик, как коллективизм, глубокий интерес к другому человеку и постоянная готовность приходить ему па помощь.

И ещё одно направление работы с людьми, которая также должна начинаться очень рано, — это упражнения каждого из них в таком поведении по отношению ко всем остальным, кото­рое бы никого из них не оскорбляло, не ущемляло бы их достоинст­во и не приводило бы только из-за одной неудачной формы к напря­жению во взаимоотношениях. Учить людей не быть грубыми, высо­комерными, придирчиво язвительными — это задача, органично связанная со всеми другими, о которых речь шла выше, и без ее решения более общая цель—всесторонняя воспитанность лично­сти — полностью достигнута не будет.

Очень важен еще один вопрос, который имеет прямое отношение к воспитанию у человека способности взаимодейство­вать с другими людьми на психологически грамотном уровне,— это формирование у него установки на творчество в общении. Че­ловек, особенно если он воспитатель, руководитель, врач, обязан уметь осуществлять индивидуальный подход к каждому из тех, кто находится под его началом, а это невозможно, если он не приучен «чувствовать» бытие другого человека как свое собственное бытие и всякий раз, встречаясь с ним, преодолевать формализм а обще­нии и, уходя от оценочных стереотипов, выявлять его личностное своеобразие и затем, переступая через старые поведенческие шаб­лоны, искать и пробовать наиболее воспитательно подходящие для данного случая способы обращения.

Рассмотрев далеко не все аспекты большой и сложной проблемы—формирования личности в общении как деятельности, а по преимуществу лишь те, и кото­рым с последние годы проявляет интерес паша психологическая и, педагогическая литература Но для более полного охвата этой крайне значимой для понимания законов и механизмов раз­вития психики человека в онтогенезе проблемы необходимо, с одной стороны, возобновление исследований, которые в прошлом в нашей психологической науке были начаты, а затем по ряду причин прерваны. Для достижения ощутимых результатов в освещении всех неясностей процесса фор­мирования личности в общении надо ставить и новые вопросы и искать на них научно убедительные ответы.

К числу их следует отнести строящуюся на основах научной психологии разработку путей управления общением с целью увели­чения его воспитательного воздействия на личность и в связи с этим определение направленной коррекции общения личности, об­ладающей данными конкретными свойствами; выяснение наиболее благоприятствующих всестороннему развитию личности характери­стик общения, его целей, средств, актуализации мотивов с учетом возраста, пола и профессии общающихся; поиск воспитательно оп­тимальной организации общения при выполнении людьми различ­ных видов деятельности; создание надежного диагностического ин­струментария для установления степени сформированности в структуре личности черт, образующих «коммуникативный блок».

Страницы: 1 2 3 4


Истоки становления концепции психологии отношений В.Н. Мясищева
Вопрос о свойствах ставился в психологии обычно в плане свойств характера или личности. Свойства обнаруживаются в процессах, в отношениях и в состояниях человека. Поэтому в вопросе о свойстве личности пересекаются разные планы психологических категорий. Так, свойство устойчивости - неустойчивости относится к отношениям, к состояниям, к ...

Выявление управленческого потенциала на основе изучения я-концепции руководителя
Практический аспект нашего исследования заключается в том, чтобы на основе изучения Я- концепции руководителя выявить его управленческий потенциал. На базе проведенного исследования можно разработать методику выявления управленческого потенциала. Определим критерии управленческого потенциала. Разработаем ряд качеств руководителей и дад ...

Общие итоги
Основными проблемами стиля жизни являются мои привычки, нужно отказываться от некоторых наслаждений, которые могут понизить уровень здоровье, которое пока соответствуют норме. Выявленными проблемами психического здоровья являются: уровень эмоционального напряжения, нужно получать от жизни больше радости, ведь все не так уж и плохо, радо ...

Категории