Личность - общение и формирование.Страница 3
Путь воспитательной работы с человеком, направленный на развитие в его личности качеств, формировании у него способности сопереживать другим людям—близким, товарищам по общему делу, соотечественникам, идейным единомышленникам.
Воспитание этой сугубо социальной способности, которое прежде всего предполагает развитие у человека умения ставить себя на место другого и чувствовать его боль и радость как свои, — процесс не только длительный, но и прямо сопряженный с выработкой в человеке таких важных для нашего общества характеристик, как коллективизм, глубокий интерес к другому человеку и постоянная готовность приходить ему па помощь.
И ещё одно направление работы с людьми, которая также должна начинаться очень рано, — это упражнения каждого из них в таком поведении по отношению ко всем остальным, которое бы никого из них не оскорбляло, не ущемляло бы их достоинство и не приводило бы только из-за одной неудачной формы к напряжению во взаимоотношениях. Учить людей не быть грубыми, высокомерными, придирчиво язвительными — это задача, органично связанная со всеми другими, о которых речь шла выше, и без ее решения более общая цель—всесторонняя воспитанность личности — полностью достигнута не будет.
Очень важен еще один вопрос, который имеет прямое отношение к воспитанию у человека способности взаимодействовать с другими людьми на психологически грамотном уровне,— это формирование у него установки на творчество в общении. Человек, особенно если он воспитатель, руководитель, врач, обязан уметь осуществлять индивидуальный подход к каждому из тех, кто находится под его началом, а это невозможно, если он не приучен «чувствовать» бытие другого человека как свое собственное бытие и всякий раз, встречаясь с ним, преодолевать формализм а общении и, уходя от оценочных стереотипов, выявлять его личностное своеобразие и затем, переступая через старые поведенческие шаблоны, искать и пробовать наиболее воспитательно подходящие для данного случая способы обращения.
Рассмотрев далеко не все аспекты большой и сложной проблемы—формирования личности в общении как деятельности, а по преимуществу лишь те, и которым с последние годы проявляет интерес паша психологическая и, педагогическая литература Но для более полного охвата этой крайне значимой для понимания законов и механизмов развития психики человека в онтогенезе проблемы необходимо, с одной стороны, возобновление исследований, которые в прошлом в нашей психологической науке были начаты, а затем по ряду причин прерваны. Для достижения ощутимых результатов в освещении всех неясностей процесса формирования личности в общении надо ставить и новые вопросы и искать на них научно убедительные ответы.
К числу их следует отнести строящуюся на основах научной психологии разработку путей управления общением с целью увеличения его воспитательного воздействия на личность и в связи с этим определение направленной коррекции общения личности, обладающей данными конкретными свойствами; выяснение наиболее благоприятствующих всестороннему развитию личности характеристик общения, его целей, средств, актуализации мотивов с учетом возраста, пола и профессии общающихся; поиск воспитательно оптимальной организации общения при выполнении людьми различных видов деятельности; создание надежного диагностического инструментария для установления степени сформированности в структуре личности черт, образующих «коммуникативный блок».
Аддиктивное поведение как форма отклоняющегося поведения
Наиболее актуальными формами отклоняющегося (девиантного) поведения подростков является аддиктивное, аутоагрессивное (суицидальное) и гетероагрессивное поведение. Понятие аддиктивного поведения
обозначает донозологический этап формирования алкоголизма и наркомании и подразумевает наличие ситуационной психической зависимости и «поисковой ...
Специфика деятельности педагога-психолога в учреждении образования
Должностные обязанности специалистаСвою деятельность осуществляет в учебно-воспитательных учреждениях системы образования: детских дошкольных учреждениях, домах ребенка, детских домах, школах, школах-интернатах, внешкольных учреждениях, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях, лицеях, гимназиях, учреж ...
Восприятие и понимание в процессе общения
Проблема восприятия достаточно хорошо разработана в социальной психологии. Термин "социальная перцепция", т.е. социальное восприятие, впервые был введен американским психологом Лж. Брунером (р. 1915). Назвав восприятие "социальным", он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют к ...
