Личность - общение и формирование.
Страница 1

В последнии годы ученые, представляющие различные области советской психологической науки, проявляют повышенный интерес к кругу проблем, которые после своего решения все вме­сте позволят достаточно исчерпывающе охватить феноменологию, закономерности и механизмы общения.

Благодаря их усилиям психология в послед­ние годы была обогащена рядом общих и более частных фактов, которые, будучи рассмотрены с позиций целостной теории развития человека как индивида и как личности, очень убедительно показывают предельно необходимую роль обще­ния в формировании многих важных характери­стик психических процессов, состояний и свойств на протяжении всей жизни человека.

Задача этой работы заключается в том, чтобы последовательно рассмотреть все эти факты и по­пытаться проследить, каким образом и почему общение выступает наряду с трудом совершенно обязательным личностно формирующим факто­ром и вместе с тем, что нужно делать, чтобы уси­лить его значение в воспитании.

Некоторым психологам может показаться, что поставленная задача не за­служивает специального внимания ни ученых-психологов и педагогов, ни воспитателей-практиков. Представляет­ся, что они ошибаются, и вот почему. После того как в советской психологии - а под ее влиянием и в педагогике- утвердилось в целом бесспорное положение о том, что психика формируется в деятельности, сущность этого положения очень многими учеными и еще большим числом практиков стала трактоваться очень одно­сторонне: психика, считали они, формируется лишь в предметной деятельности.

Рассуждая так, они допускали две неточности: во-первых, су­жали понятие деятельности, а во-вторых, умаляли значение факто­ров, по их основным характеристикам к предметной деятельности не относящихся, но тем не менее оказывающих на развитие психики человека сильнейшее влияние. Если под деятельностью разуметь активность человека, направленную на достижение определенных осознаваемых им целей с помощью усвоенных им в обществе, в ко­тором он живет, способов и стимулируемую столь же определен­ными мотивами, то деятельностью будут не только игра, учение, производственный и бытовой труд, не только работа хирурга или художника-живописца, но и взаимодействие людей друг с другом в форме общения.

Ведь понятно, что, вступая в общение друг с другом, люди тоже, как правило, преследуют какую-то цель: сделать другого человека единомышленником, добиться от него признания, удержать от не­правильного поступка, понравиться и т. и. Чтобы осуществить ее они более или менее сознательно используют свою речь, всю свою экспрессию, а побуждают их поступать в подобных случаях именно так, а не иначе имеющиеся у них потребности, интересы, убежде­ния, ценностные ориентации.

Вместе с тем, характеризуя общение как особый вид деятельно­сти, необходимо также видеть, что без него не может происходить полноценное развитие человека и как личности, и как субъекта дея­тельности, и как индивидуальности.

Пытаясь выяснить причины, делающие общение одним из силь­нейших факторов, участвующих в формировании личности, было бы большим упрощенчеством видеть его воспитательное значение только в том, что вступающие в общение люди получают таким об­разом возможность передать друг другу знания об окружающей их действительности, которыми они обладают, а также умения и на­выки, требующихся обычно человеку для успешного выполнения предметной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4


Методы индивидуального подхода.
Несмотря на то, что учащиеся достигают лучших результатов, используя предпочитаемый ими учебный стиль, имеет смысл попробовать увеличить гибкость их реакции на внешнюю информацию, выходящую за рамки этого стиля обучения. Существует специальная методика, развивающая гибкость учащихся к различным стилям, называемая ОЗТ (Обучение – Закре ...

Защитные психические механизмы
Что такое "защитные механизмы"? В связи с тем, что как уже описывалось, согласно 3.Фрейду, в человеческой психике происходит постоянный конфликт между уровнями личности, для смягчения вызываемой этим конфликтом чувства напряженности и вины человеческая психика выработала ряд защитных механизмов, призванных бессознательно подав ...

Методы исследования внимания
Расстройства внимания выявляются как во время беседы с пациентом (отвлекается на посторонние раздражители, не может сосредоточиться на теме беседы, быстро утомляется), так и в ходе специального психодиагностического исследования. Методики для специального психодиагностического исследования внимания можно разделить на психофизиологическ ...

Категории