Личность - общение и формирование.
Страница 1

В последнии годы ученые, представляющие различные области советской психологической науки, проявляют повышенный интерес к кругу проблем, которые после своего решения все вме­сте позволят достаточно исчерпывающе охватить феноменологию, закономерности и механизмы общения.

Благодаря их усилиям психология в послед­ние годы была обогащена рядом общих и более частных фактов, которые, будучи рассмотрены с позиций целостной теории развития человека как индивида и как личности, очень убедительно показывают предельно необходимую роль обще­ния в формировании многих важных характери­стик психических процессов, состояний и свойств на протяжении всей жизни человека.

Задача этой работы заключается в том, чтобы последовательно рассмотреть все эти факты и по­пытаться проследить, каким образом и почему общение выступает наряду с трудом совершенно обязательным личностно формирующим факто­ром и вместе с тем, что нужно делать, чтобы уси­лить его значение в воспитании.

Некоторым психологам может показаться, что поставленная задача не за­служивает специального внимания ни ученых-психологов и педагогов, ни воспитателей-практиков. Представляет­ся, что они ошибаются, и вот почему. После того как в советской психологии - а под ее влиянием и в педагогике- утвердилось в целом бесспорное положение о том, что психика формируется в деятельности, сущность этого положения очень многими учеными и еще большим числом практиков стала трактоваться очень одно­сторонне: психика, считали они, формируется лишь в предметной деятельности.

Рассуждая так, они допускали две неточности: во-первых, су­жали понятие деятельности, а во-вторых, умаляли значение факто­ров, по их основным характеристикам к предметной деятельности не относящихся, но тем не менее оказывающих на развитие психики человека сильнейшее влияние. Если под деятельностью разуметь активность человека, направленную на достижение определенных осознаваемых им целей с помощью усвоенных им в обществе, в ко­тором он живет, способов и стимулируемую столь же определен­ными мотивами, то деятельностью будут не только игра, учение, производственный и бытовой труд, не только работа хирурга или художника-живописца, но и взаимодействие людей друг с другом в форме общения.

Ведь понятно, что, вступая в общение друг с другом, люди тоже, как правило, преследуют какую-то цель: сделать другого человека единомышленником, добиться от него признания, удержать от не­правильного поступка, понравиться и т. и. Чтобы осуществить ее они более или менее сознательно используют свою речь, всю свою экспрессию, а побуждают их поступать в подобных случаях именно так, а не иначе имеющиеся у них потребности, интересы, убежде­ния, ценностные ориентации.

Вместе с тем, характеризуя общение как особый вид деятельно­сти, необходимо также видеть, что без него не может происходить полноценное развитие человека и как личности, и как субъекта дея­тельности, и как индивидуальности.

Пытаясь выяснить причины, делающие общение одним из силь­нейших факторов, участвующих в формировании личности, было бы большим упрощенчеством видеть его воспитательное значение только в том, что вступающие в общение люди получают таким об­разом возможность передать друг другу знания об окружающей их действительности, которыми они обладают, а также умения и на­выки, требующихся обычно человеку для успешного выполнения предметной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4


Различные концептуальные подходы к освещению проблемы.
Личностные особенности подросткового возраста изучали многие зарубежные и русские психологи. На данную проблему существует множество точек зрения, рассмотрим лишь некоторые: Е. Доуан Для среднего подростка совершенно не характерны ни Дж. Адельсон личностные кризисы, ни крах “я” - концепции, ни тенденции от ранее приобретенных ценнос ...

Виды апраксий
Поражение коркового уровня двигательных функциональных систем вызывает особый тип нарушений двигательных функций – апраксии. Апраксии – это нарушение произвольных движений и действий, совершаемых с предметами. Не сопровождаются элементарными двигательными расстройствами. Классификация апраксий по А.Р. Лурия (1962). 1 форма. Кинестети ...

Последовательность происхождения форм религиозного мировосприятия
И в заключении этой главы необходимо систематизировать представления З.Фрейда о последовательности происхождения форм религиозного мировосприятия по - времени, дополнив его схему недостающими звеньями. В начале всего З.Фрейд ставит тотемизм: “Я полагаю, у нас есть все основания рассматривать тотемизм, с его поклонением животному, замещ ...

Категории