Личность - общение и формирование.
Страница 2

Какие требования предъявляют окружающие человека люди к его вниманию, восприятию, памяти, воображению, мышлению, ког­да с ним повседневно общаются, какую по преимуществу «пищу» ему задают, какие задачи перед ним ставят и какой уровень его ак­тивности при этом вызывают—от этого в большой степени зависит то конкретное сочетание разных характеристик, которые несет в себе интеллект человека.

Не меньшее значение общение как деятельность имеет и для раз­вития эмоциональной сферы человека, для формирования его чувств. Столь же значимое влияние оказывает общение и на волевое развитие человека. Приникает ли он быть собранным, настойчи­вым, решительным, смелым, целеустремленным или у него будут преобладать противоположные качества- все это в очень большой мере определяется тем, насколько благоприятствуют выработке указанных качеств те конкретные ситуации общения, в которых че­ловек изо дня в день оказывается.

Но к такому результату приводит не всякое общение, а только организованное при становлении человека как личности в соответ­ствии с принципом «человек человеку— друг, товарищ и брат» и сопровождаемое, с одной стороны, воспитанием у каждого человека отношения к другим людям—товарищам по общему делу как к высшей ценности.

Конечно, полнота и правильность оценки человеком других лю­дей, проявляющиеся у пего психологические установки при воспри­ятии окружающих и манера отвечать на их поведение несут на себе печать того конкретного опыта общения с людьми, который чело­век, успел накопить в свое» жизни. Поэтому если ему на его жиз­ненном пути встречались люди, по своим достоинствам и недостат­кам очень похожие друг на друга, а общаться изо дня в день надо было с небольшим числом лиц, не представляющих различные воз­растные, половые, профессиональные и национально-классовые группы людей, то эта ограниченность личных впечатлений от встреч с людьми не может не сказываться отрицательно и на образовании у человека оценочных эталонов, которые он начинает прикладывать к другим людям, и на результате его эмоциональных реакции на их повеление, и на характере способов ответов на действия лиц с ко­торыми он по том или другим причинам должен общаться теперь.

Но собственный опыт, складывающийся у человека из непосред­ственного познания людей, переживаний по поводу их поведения при встречах с ними и его собственных действий в ответ на их по­ведение,—это только одни из путей формирования у человека качеств, необходимых ему для успешного общения с другими людь­ми. Другой путь, который должен обязательно дополнять пер­вый,—это постоянное обогащение его теоретическими сведениями, относящимися к различным областям человекознания, проникнове­ние во все новые пласты психики человека, постижение законов, управляющих его поведением, через чтение подлинно художествен­ной литературы, просмотр реалистических по своему содержанию фильмов и спектаклей, наконец, это проникновение во внутренний мир человека, понимание механизмов, обеспечивающих его сущест­вование, через знакомство с научной литературой, предметом кото­рой являются человек и человеческое общество.

Идущее из разных источников обогащение людей обобщенными знаниями об основных проявлениях человека как личности, устойчивых зависи­мостях, связывающих ее внутренние характеристики с его поступ­ками. а также с окружающей действительностью, делает это лю­дей более зрячими по отношению к личностной сути и, так ска­зать, сиюминутному состоянию каждого из тех конкретных лиц, с которыми этим людям по какому-то реальному поводу приходит­ся взаимодействовать.

Страницы: 1 2 3 4


Бихевиоральная школа психологии.
Отличную от этой методику предлагает бихевиоральная школа психологии. Как уже говорилось выше, основным предметом исследования бихевиоральной школы является внешнее поведение. Внутренние аспекты человеческой души почти не рассматриваются из-за отсутствия инструментария для ее объективного исследования. Поэтому и терапия в основном ориен ...

Условия научной разработки и применения тестов
Для того, чтобы результаты тестов соответствовали объективной реальности, работа с ними были эффективной тесты и все психодиагнастические материалы должны соответствовать определенным требованиям. Эти требования предъявляются не только к разработке тестов, но и к их применению. Одним из требований является надежность теста. Под надежно ...

Управленческое общение: понятие, формы, принципы, структура
Деловое (управленческое) общение — это особый вид общения, который реализуется в совместной профессионально-предметной деятельности людей и содержание которого определяется социально значимым предметом общения, взаимным психологическим влиянием субъектов общения и формально-ролевым принципом их взаимодействия. Структура делового (управ ...

Категории