Личность - общение и формирование.
Страница 2

Какие требования предъявляют окружающие человека люди к его вниманию, восприятию, памяти, воображению, мышлению, ког­да с ним повседневно общаются, какую по преимуществу «пищу» ему задают, какие задачи перед ним ставят и какой уровень его ак­тивности при этом вызывают—от этого в большой степени зависит то конкретное сочетание разных характеристик, которые несет в себе интеллект человека.

Не меньшее значение общение как деятельность имеет и для раз­вития эмоциональной сферы человека, для формирования его чувств. Столь же значимое влияние оказывает общение и на волевое развитие человека. Приникает ли он быть собранным, настойчи­вым, решительным, смелым, целеустремленным или у него будут преобладать противоположные качества- все это в очень большой мере определяется тем, насколько благоприятствуют выработке указанных качеств те конкретные ситуации общения, в которых че­ловек изо дня в день оказывается.

Но к такому результату приводит не всякое общение, а только организованное при становлении человека как личности в соответ­ствии с принципом «человек человеку— друг, товарищ и брат» и сопровождаемое, с одной стороны, воспитанием у каждого человека отношения к другим людям—товарищам по общему делу как к высшей ценности.

Конечно, полнота и правильность оценки человеком других лю­дей, проявляющиеся у пего психологические установки при воспри­ятии окружающих и манера отвечать на их поведение несут на себе печать того конкретного опыта общения с людьми, который чело­век, успел накопить в свое» жизни. Поэтому если ему на его жиз­ненном пути встречались люди, по своим достоинствам и недостат­кам очень похожие друг на друга, а общаться изо дня в день надо было с небольшим числом лиц, не представляющих различные воз­растные, половые, профессиональные и национально-классовые группы людей, то эта ограниченность личных впечатлений от встреч с людьми не может не сказываться отрицательно и на образовании у человека оценочных эталонов, которые он начинает прикладывать к другим людям, и на результате его эмоциональных реакции на их повеление, и на характере способов ответов на действия лиц с ко­торыми он по том или другим причинам должен общаться теперь.

Но собственный опыт, складывающийся у человека из непосред­ственного познания людей, переживаний по поводу их поведения при встречах с ними и его собственных действий в ответ на их по­ведение,—это только одни из путей формирования у человека качеств, необходимых ему для успешного общения с другими людь­ми. Другой путь, который должен обязательно дополнять пер­вый,—это постоянное обогащение его теоретическими сведениями, относящимися к различным областям человекознания, проникнове­ние во все новые пласты психики человека, постижение законов, управляющих его поведением, через чтение подлинно художествен­ной литературы, просмотр реалистических по своему содержанию фильмов и спектаклей, наконец, это проникновение во внутренний мир человека, понимание механизмов, обеспечивающих его сущест­вование, через знакомство с научной литературой, предметом кото­рой являются человек и человеческое общество.

Идущее из разных источников обогащение людей обобщенными знаниями об основных проявлениях человека как личности, устойчивых зависи­мостях, связывающих ее внутренние характеристики с его поступ­ками. а также с окружающей действительностью, делает это лю­дей более зрячими по отношению к личностной сути и, так ска­зать, сиюминутному состоянию каждого из тех конкретных лиц, с которыми этим людям по какому-то реальному поводу приходит­ся взаимодействовать.

Страницы: 1 2 3 4


Феноменалистический подход
Феноменалистический подход в психологии (его иногда называют перцептивным или гуманистическим) в понимании человека исходит из впечатлений субъекта, а не из позиций внешнего наблюдателя, то есть, как индивид воспринимает самого себя, какое влияние на поведение индивида оказывают его по­требности, чувства, ценности, убеждения, только ему ...

Психосоциальное развитие дошкольника
Основные психологические новообразования дошкольного возраста Д. Б. Эльконин считал, что это: 1 )возникновение первого схематичного абрисацель-ного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный о ...

Краткие выводы по теоретической части
У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение – единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов. При созревании ребёнка, у него возникают моторная, эмоциональная, образная и с ...

Категории