Личность - общение и формирование.Страница 2
Какие требования предъявляют окружающие человека люди к его вниманию, восприятию, памяти, воображению, мышлению, когда с ним повседневно общаются, какую по преимуществу «пищу» ему задают, какие задачи перед ним ставят и какой уровень его активности при этом вызывают—от этого в большой степени зависит то конкретное сочетание разных характеристик, которые несет в себе интеллект человека.
Не меньшее значение общение как деятельность имеет и для развития эмоциональной сферы человека, для формирования его чувств. Столь же значимое влияние оказывает общение и на волевое развитие человека. Приникает ли он быть собранным, настойчивым, решительным, смелым, целеустремленным или у него будут преобладать противоположные качества- все это в очень большой мере определяется тем, насколько благоприятствуют выработке указанных качеств те конкретные ситуации общения, в которых человек изо дня в день оказывается.
Но к такому результату приводит не всякое общение, а только организованное при становлении человека как личности в соответствии с принципом «человек человеку— друг, товарищ и брат» и сопровождаемое, с одной стороны, воспитанием у каждого человека отношения к другим людям—товарищам по общему делу как к высшей ценности.
Конечно, полнота и правильность оценки человеком других людей, проявляющиеся у пего психологические установки при восприятии окружающих и манера отвечать на их поведение несут на себе печать того конкретного опыта общения с людьми, который человек, успел накопить в свое» жизни. Поэтому если ему на его жизненном пути встречались люди, по своим достоинствам и недостаткам очень похожие друг на друга, а общаться изо дня в день надо было с небольшим числом лиц, не представляющих различные возрастные, половые, профессиональные и национально-классовые группы людей, то эта ограниченность личных впечатлений от встреч с людьми не может не сказываться отрицательно и на образовании у человека оценочных эталонов, которые он начинает прикладывать к другим людям, и на результате его эмоциональных реакции на их повеление, и на характере способов ответов на действия лиц с которыми он по том или другим причинам должен общаться теперь.
Но собственный опыт, складывающийся у человека из непосредственного познания людей, переживаний по поводу их поведения при встречах с ними и его собственных действий в ответ на их поведение,—это только одни из путей формирования у человека качеств, необходимых ему для успешного общения с другими людьми. Другой путь, который должен обязательно дополнять первый,—это постоянное обогащение его теоретическими сведениями, относящимися к различным областям человекознания, проникновение во все новые пласты психики человека, постижение законов, управляющих его поведением, через чтение подлинно художественной литературы, просмотр реалистических по своему содержанию фильмов и спектаклей, наконец, это проникновение во внутренний мир человека, понимание механизмов, обеспечивающих его существование, через знакомство с научной литературой, предметом которой являются человек и человеческое общество.
Идущее из разных источников обогащение людей обобщенными знаниями об основных проявлениях человека как личности, устойчивых зависимостях, связывающих ее внутренние характеристики с его поступками. а также с окружающей действительностью, делает это людей более зрячими по отношению к личностной сути и, так сказать, сиюминутному состоянию каждого из тех конкретных лиц, с которыми этим людям по какому-то реальному поводу приходится взаимодействовать.
Феноменалистический подход
Феноменалистический подход в психологии (его иногда называют перцептивным или гуманистическим) в понимании человека исходит из впечатлений субъекта, а не из позиций внешнего наблюдателя, то есть, как индивид воспринимает самого себя, какое влияние на поведение индивида оказывают его потребности, чувства, ценности, убеждения, только ему ...
Психосоциальное развитие дошкольника
Основные психологические новообразования дошкольного возраста
Д. Б. Эльконин считал, что это:
1 )возникновение первого схематичного абрисацель-ного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный о ...
Краткие выводы по теоретической части
У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение – единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов.
При созревании ребёнка, у него возникают моторная, эмоциональная, образная и с ...