Личность - общение и формирование.
Страница 2

Какие требования предъявляют окружающие человека люди к его вниманию, восприятию, памяти, воображению, мышлению, ког­да с ним повседневно общаются, какую по преимуществу «пищу» ему задают, какие задачи перед ним ставят и какой уровень его ак­тивности при этом вызывают—от этого в большой степени зависит то конкретное сочетание разных характеристик, которые несет в себе интеллект человека.

Не меньшее значение общение как деятельность имеет и для раз­вития эмоциональной сферы человека, для формирования его чувств. Столь же значимое влияние оказывает общение и на волевое развитие человека. Приникает ли он быть собранным, настойчи­вым, решительным, смелым, целеустремленным или у него будут преобладать противоположные качества- все это в очень большой мере определяется тем, насколько благоприятствуют выработке указанных качеств те конкретные ситуации общения, в которых че­ловек изо дня в день оказывается.

Но к такому результату приводит не всякое общение, а только организованное при становлении человека как личности в соответ­ствии с принципом «человек человеку— друг, товарищ и брат» и сопровождаемое, с одной стороны, воспитанием у каждого человека отношения к другим людям—товарищам по общему делу как к высшей ценности.

Конечно, полнота и правильность оценки человеком других лю­дей, проявляющиеся у пего психологические установки при воспри­ятии окружающих и манера отвечать на их поведение несут на себе печать того конкретного опыта общения с людьми, который чело­век, успел накопить в свое» жизни. Поэтому если ему на его жиз­ненном пути встречались люди, по своим достоинствам и недостат­кам очень похожие друг на друга, а общаться изо дня в день надо было с небольшим числом лиц, не представляющих различные воз­растные, половые, профессиональные и национально-классовые группы людей, то эта ограниченность личных впечатлений от встреч с людьми не может не сказываться отрицательно и на образовании у человека оценочных эталонов, которые он начинает прикладывать к другим людям, и на результате его эмоциональных реакции на их повеление, и на характере способов ответов на действия лиц с ко­торыми он по том или другим причинам должен общаться теперь.

Но собственный опыт, складывающийся у человека из непосред­ственного познания людей, переживаний по поводу их поведения при встречах с ними и его собственных действий в ответ на их по­ведение,—это только одни из путей формирования у человека качеств, необходимых ему для успешного общения с другими людь­ми. Другой путь, который должен обязательно дополнять пер­вый,—это постоянное обогащение его теоретическими сведениями, относящимися к различным областям человекознания, проникнове­ние во все новые пласты психики человека, постижение законов, управляющих его поведением, через чтение подлинно художествен­ной литературы, просмотр реалистических по своему содержанию фильмов и спектаклей, наконец, это проникновение во внутренний мир человека, понимание механизмов, обеспечивающих его сущест­вование, через знакомство с научной литературой, предметом кото­рой являются человек и человеческое общество.

Идущее из разных источников обогащение людей обобщенными знаниями об основных проявлениях человека как личности, устойчивых зависи­мостях, связывающих ее внутренние характеристики с его поступ­ками. а также с окружающей действительностью, делает это лю­дей более зрячими по отношению к личностной сути и, так ска­зать, сиюминутному состоянию каждого из тех конкретных лиц, с которыми этим людям по какому-то реальному поводу приходит­ся взаимодействовать.

Страницы: 1 2 3 4


Реклама как одно из средств агрессивного поведения
Реальность СМИ, воспринимаемая зрителем, в особенности телевидение и кино в Соединенных Штатах, довольно жестока. Приблизительно в 60% американских телепрограмм и 90% телефильмов встречаются сцены драк и насилия (National Television Violence Study, 2007). В телевизионных программах США показывают 5 актов насилия в час в вечернее время и ...

Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей внимания (продуктивность и устойчивость)
Устойчивость внимания. Устойчивость заключается в способности определенное время сосредотачиваться на одном и том же объекте. Это свойство внимания может определяться периферическими или центральными факторами. Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено непроизвольным периодическим колебаниям. Исследователи вниман ...

Понятие "имидж"
Слово "имидж" происходит от английского "image", которое, в свою очередь, происходит от латинского "imago". В английском языке слово "image" имеет не одно, а, как минимум, пять значений (образ, статуя (идол), подобие, метафора, икона); при этом чаще в английской речи слово "image" употре ...

Категории