Социальная психология личности
Страница 2

Этот процесс — социализация, которая начинается с первых минут жизни человека. Если человек исключен из системы со­циальных связей, он так и останется на уровне животного су­ществования, Примером тому могут быть дети, с рождения ли­шенные человеческого общения.

Социализация — исторически обусловленный, осуществляе­мый в деятельности и общении процесс, результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Она может протекать как в условиях воспитания, т.е. целенаправ­ленного формирования личности, так и в условиях стихийных воздействий на развивающуюся личность разных, иногда про­тивоположно направленных факторов общественной жизни.

Выделяют три сферы, в которых происходит становление че­ловека как личности. Это — деятельность, общение, самосозна­ние. В сфере деятельности происходит расширение ее "катало­га", т.е. освоение человеком все новых видов деятельности, вы­явление и освоение наиболее значительных аспектов деятель­ности, их личностный выбор и на основе этого выбора — подчи­нение всех остальных видов деятельности этому главному, сос­редоточение внимания на нем.

В сфере общения происходит расширение и углубление его связей, отмечаются различные личностные изменения. В сфере социализации осуществляется становление образа "Я" под вли­янием включения человека в разные социальные группы.

При рассмотрении проблемы становления лично­сти мы основываемся на методологическом положении Б.Г.Ананьева, согласно которому развитие личности, с одной стороны, «есть возрастающая по масштабам и уровням интеграция — образование крупных «блоков», систем или структур, синтез которых в определенный момент жизни человека выступает как наиболее общая структура личности, С другой стороны, развитие лич­ности есть и все возрастающая дифференциация ее психофизиологических функций, процессов, состояний и личностных свойств соразмерная прогрессирующей интеграции».

Теоретической основой концепции профессио­нального становления личности стали исследования личности и деятельности К.С.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, Б.Ф-Ломова, Н.Н.Нечаева, Г.В.Суходольского, В.Д.Шадрикова. Большое влияние на проектирование концепции оказали работы А.А-Бода-лева, Ю.М.Забродина, Е.А.Климова, Т.В.Кудрявцева, А-К.Марковой, Л.М.Митиной, Н.С.Пряжникова, С.Н.Чи- , стяковой.

Для теоретического анализа психологических проблем профессионального развития личности особый интерес представляют работы зарубежных ученых А.Маслоу, Дж.Сьюпера, Дж.Холланда,

На основе изучения работ данных исследовате­лей были определены следующие концептуальные по­ложения:

• профессиональное становление личности имеет историческую и социокультурную обусловлен­ность;

• ядром профессионального становления является развитие личности в процессе профессионально­го обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности;

• процесс-профессионального становления личнос­ти индивидуально своеобразен, неповторим, одна­ко в нем можно выделить качественные особенно­сти и закономерности;

• профессиональная жизнь позволяет человеку реа­лизовать себя, предоставляет личности возможно­сти для самоактуализации;

• индивидуальная траектория профессиональной жизни человека определяется нормативными и не­нормативными событиями, случайными обстоя­тельствами, а также иррациональными влечения­ми человека;

Страницы: 1 2 3 4 5


Заметки о пребывании Эмиля Куэ в Париже в октябре 1918 года
Настоящие заметки вызваны желанием, чтобы указания и советы, данные Эмилем Куэ во время его пребывания в Париже в октябре 1918 года, стали известны наиболее широким слоям публики. Оставим на сей раз в стороне множество тех отягощенных телесными и душевным недугами, которые под благодетельным влиянием Куэ испытали облегчение . или совер ...

Общение подростка со взрослыми
Отрочество - период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в н ...

История развития психологической мысли в эпоху феодализма и в период возрождения
Победившее в Европе Христианство привнесло воинственную нетерпимость ко всем "языческим" знаниям. В IV веке был уничтожен научный центр в Александрии, в начале VI века закрывалась Афинская школа. Христианство культивировало неприятие всякого знания, основанного на опыте, греховность попытки понять устройство и предназначение ч ...

Категории