Социальная психология личностиСтраница 2
Этот процесс — социализация, которая начинается с первых минут жизни человека. Если человек исключен из системы социальных связей, он так и останется на уровне животного существования, Примером тому могут быть дети, с рождения лишенные человеческого общения.
Социализация — исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс, результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Она может протекать как в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности, так и в условиях стихийных воздействий на развивающуюся личность разных, иногда противоположно направленных факторов общественной жизни.
Выделяют три сферы, в которых происходит становление человека как личности. Это — деятельность, общение, самосознание. В сфере деятельности происходит расширение ее "каталога", т.е. освоение человеком все новых видов деятельности, выявление и освоение наиболее значительных аспектов деятельности, их личностный выбор и на основе этого выбора — подчинение всех остальных видов деятельности этому главному, сосредоточение внимания на нем.
В сфере общения происходит расширение и углубление его связей, отмечаются различные личностные изменения. В сфере социализации осуществляется становление образа "Я" под влиянием включения человека в разные социальные группы.
При рассмотрении проблемы становления личности мы основываемся на методологическом положении Б.Г.Ананьева, согласно которому развитие личности, с одной стороны, «есть возрастающая по масштабам и уровням интеграция — образование крупных «блоков», систем или структур, синтез которых в определенный момент жизни человека выступает как наиболее общая структура личности, С другой стороны, развитие личности есть и все возрастающая дифференциация ее психофизиологических функций, процессов, состояний и личностных свойств соразмерная прогрессирующей интеграции».
Теоретической основой концепции профессионального становления личности стали исследования личности и деятельности К.С.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, Б.Ф-Ломова, Н.Н.Нечаева, Г.В.Суходольского, В.Д.Шадрикова. Большое влияние на проектирование концепции оказали работы А.А-Бода-лева, Ю.М.Забродина, Е.А.Климова, Т.В.Кудрявцева, А-К.Марковой, Л.М.Митиной, Н.С.Пряжникова, С.Н.Чи- , стяковой.
Для теоретического анализа психологических проблем профессионального развития личности особый интерес представляют работы зарубежных ученых А.Маслоу, Дж.Сьюпера, Дж.Холланда,
На основе изучения работ данных исследователей были определены следующие концептуальные положения:
• профессиональное становление личности имеет историческую и социокультурную обусловленность;
• ядром профессионального становления является развитие личности в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности;
• процесс-профессионального становления личности индивидуально своеобразен, неповторим, однако в нем можно выделить качественные особенности и закономерности;
• профессиональная жизнь позволяет человеку реализовать себя, предоставляет личности возможности для самоактуализации;
• индивидуальная траектория профессиональной жизни человека определяется нормативными и ненормативными событиями, случайными обстоятельствами, а также иррациональными влечениями человека;
Методики исследования
В распоряжении психологов сейчас имеется несколько диагностических систем и отдельных методик, направленных на диагностику особенностей формирований познавательной сферы детьми дошкольного возраста.
1. Задания с кубиками. Предложите ребенку 10 кубиков размером 8 см2. Покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню ...
Психологические проблемы стилей обучения. Стили обучения. Взаимосвязь
НЛП-систем восприятия и стилей обучения.
Стиль обучения – определенный подход к выработке у учащегося механизмов усвоения, приобретения, запоминания и вызывания из памяти информации. Дети с разными стилями обучения отличаются и характером восприятия учебной информации, и типом общения со сверстниками и учителями, и многими другими качествами.
Давно уже известен тот факт, что ...
Исследование различных аспектов переживания времени
В настоящее время в психологии интенсивно разрабатывается личностно-психологический аспект изучения проблемы времени, связанный с тем, как переживает и осмысливает человек свой индивидуальный жизненный путь. Жизненный путь как психологическая категория отражает специфику временной организации личности, как развивающегося и динамического ...