Социальная психология личности
Страница 3

• знание психологических особенностей професси­онального развития позволяет человеку осознанно проектировать свою профессиональную биогра­фию, строить, творить свою историю.

Методологической основой проектирования кон­цепции стали принципы системного, личностно - деятельностного, событийного подходов к профессиональ­ному становлению, гуманистическая теория самоакту­ализации и самореализации личности.

Ключевыми понятиями концепции являются «лич­ность», «профессиональная деятельность», «професси­ональное становление личности», «профессия» и "про­фессиональное самоопределение». Рассмотрим трак­товку этих понятий.

В психологии существуют разные определения личности. В гуманистических психологических концеп­циях личность — это человек как ценность, ради кото­рой осуществляется развитие общества.

Психологи биогенетической ориентации рассмат­ривают личность как индивида, обладающего опреде­ленными антропогенетическим и свойствами (задатка­ми, темпераментом, биологическим возрастом, полом, типом телосложения, нейродинамическими свойства­ми мозга и др.), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе.

Представители социогенетической ориентации трактуют личность сквозь призму социализации чело­века, освоения им социальных норм и ролей, приобре­тения социальных установок и ценностных ориента­ции, формирования социального и национального ха­рактера.

Ученые персоногенетической ориентации анали­зируют личность в процессе ее самореализации, лич­ностного выбора, непрестанного поиска смысла жиз­ни. Большое значение придается активности личности, ее творческой направленности, индивидуальности.

Мы под личностью будем понимать индивида как субъекта социальных отношений и активной деятель­ности, наделенного свойствами, качествами, способно­стями, позволяющими реализовать себя.

Понятие профессиональное становление лич­ности в психологии еще не закрепилось. Мы будем понимать становление как процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воз­действий, профессиональной деятельности и соб­ственной активности, направленной на самосовер-, шенствование и самоосуществление. Становление обязательно предполагает потребность в развитии и саморазвитии, возможность и реальность ее удов­летворения, а также потребность в профессиональ­ном самосохранении.

Движение личности в пространстве и времени профессионального труда получило название профес­сионального становления субъекта деятельности. Та­ким образом, профессиональное становление субъек­та — это часть онтогенеза человека с начала формирования профессиональных намерений до окончания профессиональной деятельности.

Решающее значение в становлении личности при­надлежит ведущей деятельности, Признание лично-сгкообразующей функции ведущей деятельности не­избежно приводит к выделению в непрерывном про­цессе становления личности периода, связанного с выбором подготовкой к выполнению и выполнением взрослым человеком одного типа деятельности — про­фессиональной. Превращение профессиональной де­ятельности в ведущую зависит от социально-экономи­ческих отношений, социальной ситуаций, позиции личности. Этот период занимает большую часть жизни человека. Траектория судьбы человека, его счастье, са­мочувствие, удовлетворенность жизнью, физическое и психическое здоровье во многом определяются удов­летворенностью содержанием профессиональной де­ятельности, отношением к ней личности, уровнем про­фессиональных достижений. Можно сказать, что для большинства людей основой развития личности в зре­лом возрасте становится профессиональная деятель­ность.

Страницы: 1 2 3 4 5


Выводы
1. Девиантное поведение - неадаптированное, отклоняющееся поведение, наблюдаемое часто в юношеском возрасте и характеризуемое устойчивым повторяющимся нарушением соответствующих возрасту норм и социальных правил, а также прав других. Девиантное поведение изучали такие педагоги, как А.С.Макаренко, С.Т. Шацкий, психологи Л.С. Выготский ...

Стили руководства группой
Личность психолога является важнейшим фактором, определяющим успешность или неуспешность тренинга. Многие авторы (А. Голдстейн, С. Кратохвил, М. Либерман, И. Ялом и др.) придавали большое значение исследованию функций, ролей, стилей поведения руководителей групп. Существует немалое количество мнений специалистов о ролях, играемых ведущи ...

Одиночество
Интересно, что наибольший процент одиноких людей дают . большие города. Жизнь в мегаполисе разъединяет его жителей, а не сближает. По статистике в любом крупном городе очень малый процент коренных (в третьем-четвертом поколении) горожан. Все остальные - мигранты: то есть те, кто когда-то перебрался в большой город из других мест. И пуст ...

Категории