Социальная психология личности
Страница 3

• знание психологических особенностей професси­онального развития позволяет человеку осознанно проектировать свою профессиональную биогра­фию, строить, творить свою историю.

Методологической основой проектирования кон­цепции стали принципы системного, личностно - деятельностного, событийного подходов к профессиональ­ному становлению, гуманистическая теория самоакту­ализации и самореализации личности.

Ключевыми понятиями концепции являются «лич­ность», «профессиональная деятельность», «професси­ональное становление личности», «профессия» и "про­фессиональное самоопределение». Рассмотрим трак­товку этих понятий.

В психологии существуют разные определения личности. В гуманистических психологических концеп­циях личность — это человек как ценность, ради кото­рой осуществляется развитие общества.

Психологи биогенетической ориентации рассмат­ривают личность как индивида, обладающего опреде­ленными антропогенетическим и свойствами (задатка­ми, темпераментом, биологическим возрастом, полом, типом телосложения, нейродинамическими свойства­ми мозга и др.), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе.

Представители социогенетической ориентации трактуют личность сквозь призму социализации чело­века, освоения им социальных норм и ролей, приобре­тения социальных установок и ценностных ориента­ции, формирования социального и национального ха­рактера.

Ученые персоногенетической ориентации анали­зируют личность в процессе ее самореализации, лич­ностного выбора, непрестанного поиска смысла жиз­ни. Большое значение придается активности личности, ее творческой направленности, индивидуальности.

Мы под личностью будем понимать индивида как субъекта социальных отношений и активной деятель­ности, наделенного свойствами, качествами, способно­стями, позволяющими реализовать себя.

Понятие профессиональное становление лич­ности в психологии еще не закрепилось. Мы будем понимать становление как процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воз­действий, профессиональной деятельности и соб­ственной активности, направленной на самосовер-, шенствование и самоосуществление. Становление обязательно предполагает потребность в развитии и саморазвитии, возможность и реальность ее удов­летворения, а также потребность в профессиональ­ном самосохранении.

Движение личности в пространстве и времени профессионального труда получило название профес­сионального становления субъекта деятельности. Та­ким образом, профессиональное становление субъек­та — это часть онтогенеза человека с начала формирования профессиональных намерений до окончания профессиональной деятельности.

Решающее значение в становлении личности при­надлежит ведущей деятельности, Признание лично-сгкообразующей функции ведущей деятельности не­избежно приводит к выделению в непрерывном про­цессе становления личности периода, связанного с выбором подготовкой к выполнению и выполнением взрослым человеком одного типа деятельности — про­фессиональной. Превращение профессиональной де­ятельности в ведущую зависит от социально-экономи­ческих отношений, социальной ситуаций, позиции личности. Этот период занимает большую часть жизни человека. Траектория судьбы человека, его счастье, са­мочувствие, удовлетворенность жизнью, физическое и психическое здоровье во многом определяются удов­летворенностью содержанием профессиональной де­ятельности, отношением к ней личности, уровнем про­фессиональных достижений. Можно сказать, что для большинства людей основой развития личности в зре­лом возрасте становится профессиональная деятель­ность.

Страницы: 1 2 3 4 5


Некоторые пути преодоления заниженной самооценки.
В первых 2-х вводных главах мы рассматривали самооценку с точки зрения структуры и факторов, оказывающих влияние на её формирование. В данной главе основное внимание мы сосредоточим на возможных способах преодоления заниженной самооценки, а именно: использование защитных механизмов, методик самосовершенствования, изменение отношения к с ...

Предмет и задачи психологии и этикиделового общения
объект этой дисциплины — идеальная психическая реальность. Речь идет об интеллектуальных, эмоциональных и волевых проявлениях сознания людей, а также о подсознательных проявлениях их психики. А ее предмет — психологическая и нравственная стороны деятельности и общения людей, а также психические процессы, свойства и состояния разного род ...

Красный
Красный цвет говорит об опасности, возбуждении, страсти, силе, агрессии и успехе. Это не только эмоциональная, но и физиологическая реакция. Красный цвет вызывает шок, он целиком захватывает внимание и требует усилий для восприятия. Сосредоточение на красном цвете приводит к повышению пульса и кровяного давления. Никогда не задумывались ...

Категории