Социальная психология личностиСтраница 3
• знание психологических особенностей профессионального развития позволяет человеку осознанно проектировать свою профессиональную биографию, строить, творить свою историю.
Методологической основой проектирования концепции стали принципы системного, личностно - деятельностного, событийного подходов к профессиональному становлению, гуманистическая теория самоактуализации и самореализации личности.
Ключевыми понятиями концепции являются «личность», «профессиональная деятельность», «профессиональное становление личности», «профессия» и "профессиональное самоопределение». Рассмотрим трактовку этих понятий.
В психологии существуют разные определения личности. В гуманистических психологических концепциях личность — это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества.
Психологи биогенетической ориентации рассматривают личность как индивида, обладающего определенными антропогенетическим и свойствами (задатками, темпераментом, биологическим возрастом, полом, типом телосложения, нейродинамическими свойствами мозга и др.), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе.
Представители социогенетической ориентации трактуют личность сквозь призму социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентации, формирования социального и национального характера.
Ученые персоногенетической ориентации анализируют личность в процессе ее самореализации, личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни. Большое значение придается активности личности, ее творческой направленности, индивидуальности.
Мы под личностью будем понимать индивида как субъекта социальных отношений и активной деятельности, наделенного свойствами, качествами, способностями, позволяющими реализовать себя.
Понятие профессиональное становление личности в психологии еще не закрепилось. Мы будем понимать становление как процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовер-, шенствование и самоосуществление. Становление обязательно предполагает потребность в развитии и саморазвитии, возможность и реальность ее удовлетворения, а также потребность в профессиональном самосохранении.
Движение личности в пространстве и времени профессионального труда получило название профессионального становления субъекта деятельности. Таким образом, профессиональное становление субъекта — это часть онтогенеза человека с начала формирования профессиональных намерений до окончания профессиональной деятельности.
Решающее значение в становлении личности принадлежит ведущей деятельности, Признание лично-сгкообразующей функции ведущей деятельности неизбежно приводит к выделению в непрерывном процессе становления личности периода, связанного с выбором подготовкой к выполнению и выполнением взрослым человеком одного типа деятельности — профессиональной. Превращение профессиональной деятельности в ведущую зависит от социально-экономических отношений, социальной ситуаций, позиции личности. Этот период занимает большую часть жизни человека. Траектория судьбы человека, его счастье, самочувствие, удовлетворенность жизнью, физическое и психическое здоровье во многом определяются удовлетворенностью содержанием профессиональной деятельности, отношением к ней личности, уровнем профессиональных достижений. Можно сказать, что для большинства людей основой развития личности в зрелом возрасте становится профессиональная деятельность.
Внутрисемейные отношения у детей с задержкой психического развития
К возникновению проблем в личностном развитии, трудностей в общении и поведении приводит целый ряд причин социального характера. Важнейшей из них принято считать неблагоприятные условия семейного воспитания, которые способны оказывать негативное воздействие на формирование личности ребенка, особенно если оно оказывает влияние на протяже ...
Формирование самооценки дошкольников в процессе игры
Для дошкольника благоприятны завышенные самооценки с различных позиций по всем уровням (самый умный, самый красивый… и т.д.). Низкие же самооценки характеризуют наличие внутриличностных и межличностных конфликтов у ребенка, но в группе обследуемых детей таковых не выявлено.
Одна из наших задач – формирование адекватной самооценки дошко ...
Вопросы для повторения
1. Дайте определение понятий "этика", "общение", "деловое общение", "этика делового общения".
2. Каковы особенности этики делового общения традиционного общества?
3. Назовите основные позиции по вопросу о соотношении этики и бизнеса, которые существуют сегодня.
4. Какова, по вашему мнению, роль ...