Социальная психология личности
Страница 3

• знание психологических особенностей професси­онального развития позволяет человеку осознанно проектировать свою профессиональную биогра­фию, строить, творить свою историю.

Методологической основой проектирования кон­цепции стали принципы системного, личностно - деятельностного, событийного подходов к профессиональ­ному становлению, гуманистическая теория самоакту­ализации и самореализации личности.

Ключевыми понятиями концепции являются «лич­ность», «профессиональная деятельность», «професси­ональное становление личности», «профессия» и "про­фессиональное самоопределение». Рассмотрим трак­товку этих понятий.

В психологии существуют разные определения личности. В гуманистических психологических концеп­циях личность — это человек как ценность, ради кото­рой осуществляется развитие общества.

Психологи биогенетической ориентации рассмат­ривают личность как индивида, обладающего опреде­ленными антропогенетическим и свойствами (задатка­ми, темпераментом, биологическим возрастом, полом, типом телосложения, нейродинамическими свойства­ми мозга и др.), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе.

Представители социогенетической ориентации трактуют личность сквозь призму социализации чело­века, освоения им социальных норм и ролей, приобре­тения социальных установок и ценностных ориента­ции, формирования социального и национального ха­рактера.

Ученые персоногенетической ориентации анали­зируют личность в процессе ее самореализации, лич­ностного выбора, непрестанного поиска смысла жиз­ни. Большое значение придается активности личности, ее творческой направленности, индивидуальности.

Мы под личностью будем понимать индивида как субъекта социальных отношений и активной деятель­ности, наделенного свойствами, качествами, способно­стями, позволяющими реализовать себя.

Понятие профессиональное становление лич­ности в психологии еще не закрепилось. Мы будем понимать становление как процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воз­действий, профессиональной деятельности и соб­ственной активности, направленной на самосовер-, шенствование и самоосуществление. Становление обязательно предполагает потребность в развитии и саморазвитии, возможность и реальность ее удов­летворения, а также потребность в профессиональ­ном самосохранении.

Движение личности в пространстве и времени профессионального труда получило название профес­сионального становления субъекта деятельности. Та­ким образом, профессиональное становление субъек­та — это часть онтогенеза человека с начала формирования профессиональных намерений до окончания профессиональной деятельности.

Решающее значение в становлении личности при­надлежит ведущей деятельности, Признание лично-сгкообразующей функции ведущей деятельности не­избежно приводит к выделению в непрерывном про­цессе становления личности периода, связанного с выбором подготовкой к выполнению и выполнением взрослым человеком одного типа деятельности — про­фессиональной. Превращение профессиональной де­ятельности в ведущую зависит от социально-экономи­ческих отношений, социальной ситуаций, позиции личности. Этот период занимает большую часть жизни человека. Траектория судьбы человека, его счастье, са­мочувствие, удовлетворенность жизнью, физическое и психическое здоровье во многом определяются удов­летворенностью содержанием профессиональной де­ятельности, отношением к ней личности, уровнем про­фессиональных достижений. Можно сказать, что для большинства людей основой развития личности в зре­лом возрасте становится профессиональная деятель­ность.

Страницы: 1 2 3 4 5


Гетерогенность этиологии аутизма
Исследуя генетику «А», следует учитывать, что он (аутизм) скорее всего является гетерогенным заболеванием. Я склонна считать, что аутизм имеет множественные этиологии. Аутизм может развиваться а) в результате мозговых травм в раннем возрасте, б) а также после перенесенных в детстве заболеваний (краснуха, ретинобластома, болезнь щитовид ...

Ролевое поведение в деловом общении
Любой акт делового общения, детерминированный рассмотренными выше факторами, может быть представлен как ролевое поведение. Не имея возможности подробно остановиться на теоретических аспектах проблемы Выделим только наиболее важные моменты. "Роль" — это способ поведения, задаваемый обществом. Она складывается из двух перемен ...

Задача 3
Какова динамика мышления при решении задачи - эвристическая или алгоритмическая? Какие операции и приемы мышления характеризуют ход решения этой задачи? В одном исследовании взрослым людям предъявляли фразы на языке суахили и их перевод на русский язык: Акупенда - он любит тебя. Авапига - он бьет их. Никупига - я бью тебя. Авупенда ...

Категории