Образ “я”

По мнению А. Е. Личко характерной чертой поведения подростков является реакция эмансипации, т.е. выраженное стремление освободится из под опёки и контроля со стороны родителей и взрослых. Подросток стремится не столько противостоять взрослым, сколько стать равным им, что конечно, трудно при сохраняющейся экономической и социальной зависимости. http://www.nylon-fabric.ru прочная и плотная ткань кордура cordura купить.

Привлекательность почувствовать себя взрослым объясняется тем что взрослые в глазах подростка обладают максимумом самостоятельности, а потому и поступают так как хотят. Следовательно, взрослым в глазах подростка, означает делать то, что разрешается взрослым, но запрещается детям.

Наряду с реакцией эмансипации А. Е. Личко выделяет в качестве специфически подростковой реакцию группирования со сверстниками, которая представляет собой оборотную сторону первой. Эта реакция, при всей своей кажущейся для взрослых бессмыслицей, по видимому, отвечает каким-то эмоциональным потребностям подростка.

Другой приём приобретения чувства ограниченности своего “я” состоит в идентификации , т.е. слияние себя с группой сверстников. Взрослые в глазах подростка выглядят как “Они”, а “Мы” это множество таких как “я”. Заметим что характерной чертой подросткового поведения является реакция группирования, вхождение в разные малые группы и как следствие появление различных по своему содержанию подрастково–молодежных субкультур. Важным способом обеспечения устойчивости образа “я” является поиск подростком одобрение себя и своего поведения со стороны окружающих людей. Не случайно так часто можно встретится с совершенно противоположенным поведением одного и того же подростка в разных компаниях (группах) – в одной он делает одно и получает за это признание и одобрение группы, в другой – прямо противоположенное в обмен на всё тоже признание и одобрение.

Два последних феномена (реакция группирования и потребность одобрения) порождает так называемую ситуативную личность, когда подросток становится неопределённой личностью на неопределённое время. В этой связи становятся понятными факты дивиантного, а то и противоправного, поведения внешне вполне благополучных подростков из “хороших” семей. Пытаясь получить одобрение сверстников из референтной, т.е. значимой для них группы, они вынуждены действовать не столько по своему собственному разумению, сколько подчиняясь требованиям группы. При малейшем сопротивление им в лучшем случае грозит исключение из состава группы, а значит и потеря значимых для подростка связей со сверстниками.

Цель такого поведения состоит в основном в уточнении и закреплении границ своего “я”, от множества “я” окружающих людей. Однако внутренняя структура этого “я” остается всё ещё плохо разработанной и потому слабо осознаваемой самим подростком. Поэтому следующий этап в развитии самосознания состоит в расширении и уточнении содержания этого “я”, т.е. в осознании подростком той системы отношений, которая и составляет сущность самосознания личности.


Понятие познавательно-психологического барьера (ППБ)
Академик Б.М. Кедров, разрабатывая модель познавательно- психологического "механизма" научного открытия, ввел понятие "барьера" (познавательно-психологический барьер - ППБ). Этот барьер на первом этапе своего возникновения и функционирования выполняет позитивную роль: он помогает полнее исчерпать возможности достигну ...

Сновидения
Сновидения издавна поражают и волнуют людей. В древности сновидения рассматривались как «врата в иной мир»; считалось, что через сновидения может происходить контакт с другими мирами. Издавна люди пытались вызывать сновидения с помощью определенных ритуальных формулировок; подобные формулировки найдены даже в текстах, датированных приме ...

Качественный анализ результатов исследования волевых качеств младших школьников: гендерный аспект
В рамках решения 3-ой задачи мы выявили гендерные различия ответов на вопросы методик исследования «силы воли» и терпеливости младших школьников. Рассмотрим более подробно, из каких конкретных проявлений волевых качеств складываются выявленные нами различия между мальчиками и девочками. Для этого мы осуществили качественный анализ генде ...

Категории