Уровень агрессивности, предрасположенность к конфликтному поведению.Страница 1
Управление по гибкому алгоритму, ставящее в центре взаимодействия личности, её потребности, несовместимо с агрессивностью участников делового или социального взаимодействия. Новая парадигма управления исключает агрессивность как личное или ситуативное качество руководителя и персонала. При подборе кадров и работе с ними уровень агрессивности является одним из показателей профессиональной пригодности.
В общей психологии и психологии личности агрессивность определяется как повышенная активность, не мотивируемая ситуацией, стремление доминировать, подавлять и решать конфликты силовыми методами.
Нормальное развитие личности приводит к тому, что формирует у человека способность к определению препятствий и стремление справиться с фрустрационными состояниями. Для выживания в социуме каждая личность должна, по мнению психологов, иметь определённый уровень агрессивности. Шкала опросника Басса-Дарки:
1) физическая агрессия – использование физической силы против другого лица;
2) косвенная агрессия - агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо (сплетни, шутки), и агрессия без направленности (крик, топанье ногами, битьё кулаками по столу);
3) раздражительность – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивость, резкости, грубости;
4) негативизм - оппозиционная форма поведения, направленная против авторитета или руководства. Это поведение в границах от пассивного сопротивления до активной борьбы против устоявшихся традиций или законов;
5) обида – зависть или ненависть к окружающим, обусловлена чувством гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания;
6) подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности отношению к людям до убеждения в том, что окружающие намерены причинить вред;
7) вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через звуковую форму (визг, крик), так и через содержание словесных фраз (проклятия, ругань, брань);
8) чувство вины – убеждение индивида в том, что он является плохим человеком наличие у него угрызений совести (так называемая агрессия вовнутрь).
К.Томас выделил пять способов регулирования конфликта:
1.Соревнования (конкуренция) – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
2. Приспособления – принесение в жертву собственных интересов ради другого.
3. Компромисс.
4. Избегание – отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
5. Сотрудничество – участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Предлагаемый тест Томаса имеет целью определить характерную для Вас тактику поведения в конфликтных ситуациях. Он состоит из 30 пунктов, в каждом из которых имеется два суждения, обозначенные буквами А и Б (они иногда повторяются в разных пунктах). Сравнивая указанные в пункте два суждения, каждый раз выбирайте из них то, которое является более типичным для Вашего поведения. В бланке для ответов под номером пункта поставьте А или Б в соответствии с Вашим выбором.
Тестовый материал Томаса в приложении 1 на странице 145.
Статистическая обработка в приложении 2 на странице 168.
Бланк для ответов
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Детская деятельность
Детская деятельность - форма деятельности, которая представляет собой активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, в ходе которого происходит развитие его психики в онтогенезе. При реализации деятельности, за счет подстраивания ее к разным, в том числе социально моделируемым условиям, происходит ее обогащение и возникновение прин ...
Представление об "образе мира" в
психологической науке
В трудах исследователей, занимающихся проблемами формирования образа мира, отсутствует устоявшийся понятийный аппарат, встречается ряд категорий, которые не имеют единой интерпретации. Обращение к сфере становления образа мира встречается в различных областях знаний: психологии, педагогике, философии, этнологии, культурологии, социологи ...
Сопоставление моделей взаимодействия покупателя и продавца.
По результатам некоторых исследований можно говорить о том, что продавец получает удовлетворенность от взаимодействия при использовании определенных типов поведения, причем это может происходить как осознанно, так и неосознанно. Это такие типы поведения, как
- пояснительное,
- оказание помощи и поддержки клиенту,
- поведение понимани ...