Заключение

Согласно представлениям историков, этнографов, психологов, социологов шаманизм представляет собой общественное и религиозное явление. Он несет общественную «нагрузку», является важным фактором жизни общины. Шаманизм можно оценить с точки зрения техники достижения результатов - это техника экстаза, предполагающая погружение в трансовые состояния разной степени глубины. Шаманизм нельзя назвать болезнью, хотя среди шаманов встречаются больные люди. Но дар шаманизма связан, скорее, с особенностями нервной системы, ее подвижностью, чувствительностью, чем с психическими заболеваниями.

Мышление шамана можно назвать архаичным, пралогичным, иррациональным. Оно отражает невыделенность из природной среды, опору на ее силы, непротиворечивость по отношению к ее «устройству». Недаром шаман прибегает к помощи постоянных «помощников» - духов Природы, земли и Неба. Можно также сказать, что шаманы - это личности, отличающиеся определенными чертами, которые в культурах современной Европы считаются признаками «призвания», профессии.

Трансперсональная психология, особенно в ее практической части – голотропной психотерапии, несомненно, смыкается с шаманскими техниками достижения целостности, то есть излечения тела, души, судьбы и т.д. Голотропная терапия - это терапия, направленная на восстановление целостности. Так же как и при применении голотропного дыхания, шаман при помощи техник экстаза, обретя способности принимать «духов», способности ясновидения, яснослышания, трансового влияния на соплеменников, он способен лечить, прежде всего «душу» человека, соединяя его с глубинными психическими пластами рода, народности, возвращая ему целостность.

Без сомнения идеи терапевтического воздействия С. Грофа перекликается с практикой шаманизма. По мнению С. Грофа, психика может исцелять себя сама. Силы для этого заключены в коллективном бессознательном, проникнуть в которое можно так же как это делает шаман – через сны и транс.

[1] Мирча Элиаде. Шаманизм. Архаические техники экстаза. – Режим доступа: www. ihtik.lib.ru

[2] Мирча Элиаде. Шаманизм. Архаические техники экстаза. – Режим доступа: www. ihtik.lib.ru

[3] Юнг К.-Г. Человек и его символы. - Режим доступа: www. ihtik.lib.ru

[4] Мирча Элиаде. Шаманизм. Архаические техники экстаза. – Режим доступа: www. ihtik.lib.ru

[5] Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – Режим доступа: www.bookup.ru

[6] Горностай П., Титаренко Т. Психологические теории и концепции личности. Краткий справочник. – Режим доступа: www. ihtik.lib.ru

[7]

Горностай П., Титаренко Т. Психологические теории и концепции личности. Краткий справочник. – Режим доступа: www. ihtik.lib.ru


Сознательное и бессознательное «Я»[1]
Кто хочет правильно понять явления внушения или, точнее говоря самовнушения, тот должен уяснить себе, что в нас заложены одновременно два существа, коренным образом отличающиеся одно от другого. Оба эти существа разумны; но в то время как одно из них сознательно, другое — бессознательно. Именно поэтому наличности этого второго существа ...

Психологические сигналы
Депрессия Обычно депрессия дает о себе знать появлением раздражительности. В стрессовой ситуации мужчина чувствует, что теряет контроль над некоторыми аспектами своей жизни. Симптомы ухудшения физического состояния организма и изменения поведения могут усиливаться во много раз. Дезорганизованность Стресс поглощает внимание и сводит д ...

Национальное самосознание белорусской молодежи как психологическая проблема. Понятие самосознания
Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как Я, противостоящее другим и вместе с тем неразрывно с ними связанное. Субъективно переживание собственного Я выражается прежде всего в том ...

Категории