Заключение

Согласно представлениям историков, этнографов, психологов, социологов шаманизм представляет собой общественное и религиозное явление. Он несет общественную «нагрузку», является важным фактором жизни общины. Шаманизм можно оценить с точки зрения техники достижения результатов - это техника экстаза, предполагающая погружение в трансовые состояния разной степени глубины. Шаманизм нельзя назвать болезнью, хотя среди шаманов встречаются больные люди. Но дар шаманизма связан, скорее, с особенностями нервной системы, ее подвижностью, чувствительностью, чем с психическими заболеваниями.

Мышление шамана можно назвать архаичным, пралогичным, иррациональным. Оно отражает невыделенность из природной среды, опору на ее силы, непротиворечивость по отношению к ее «устройству». Недаром шаман прибегает к помощи постоянных «помощников» - духов Природы, земли и Неба. Можно также сказать, что шаманы - это личности, отличающиеся определенными чертами, которые в культурах современной Европы считаются признаками «призвания», профессии.

Трансперсональная психология, особенно в ее практической части – голотропной психотерапии, несомненно, смыкается с шаманскими техниками достижения целостности, то есть излечения тела, души, судьбы и т.д. Голотропная терапия - это терапия, направленная на восстановление целостности. Так же как и при применении голотропного дыхания, шаман при помощи техник экстаза, обретя способности принимать «духов», способности ясновидения, яснослышания, трансового влияния на соплеменников, он способен лечить, прежде всего «душу» человека, соединяя его с глубинными психическими пластами рода, народности, возвращая ему целостность.

Без сомнения идеи терапевтического воздействия С. Грофа перекликается с практикой шаманизма. По мнению С. Грофа, психика может исцелять себя сама. Силы для этого заключены в коллективном бессознательном, проникнуть в которое можно так же как это делает шаман – через сны и транс.

[1] Мирча Элиаде. Шаманизм. Архаические техники экстаза. – Режим доступа: www. ihtik.lib.ru

[2] Мирча Элиаде. Шаманизм. Архаические техники экстаза. – Режим доступа: www. ihtik.lib.ru

[3] Юнг К.-Г. Человек и его символы. - Режим доступа: www. ihtik.lib.ru

[4] Мирча Элиаде. Шаманизм. Архаические техники экстаза. – Режим доступа: www. ihtik.lib.ru

[5] Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – Режим доступа: www.bookup.ru

[6] Горностай П., Титаренко Т. Психологические теории и концепции личности. Краткий справочник. – Режим доступа: www. ihtik.lib.ru

[7]

Горностай П., Титаренко Т. Психологические теории и концепции личности. Краткий справочник. – Режим доступа: www. ihtik.lib.ru


Труды
· «Клиника шизофрении у детей и подростков» (1937); · «Клинические лекции по психиатрии детского возраста» (1940, 1955, 1959, 1965); · «Лекции по психиатрии детского возраста (избранные главы)» (1974). Профессор Г.Е. Сухарева разработала (1965) такую систематику олигофрений, которая учитывает время и причину повреждения нервной систе ...

Понятие дифференциальной психологии и ее основные представители
В своем развитии психология, как и все остальные научные дисциплины, находится в процессе прохождения через три этапа: донаучного знания, естественнонаучной парадигмы познания и гуманитарной парадигмы. Донаучное знание характеризуется преобладанием метода наблюдения, накоплением житейских знаний и невысоким уровнем обобщения. Естественн ...

Процесс общения (коммуникации)
Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты (общающиеся). Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять "с ...

Категории