Заключение

Согласно представлениям историков, этнографов, психологов, социологов шаманизм представляет собой общественное и религиозное явление. Он несет общественную «нагрузку», является важным фактором жизни общины. Шаманизм можно оценить с точки зрения техники достижения результатов - это техника экстаза, предполагающая погружение в трансовые состояния разной степени глубины. Шаманизм нельзя назвать болезнью, хотя среди шаманов встречаются больные люди. Но дар шаманизма связан, скорее, с особенностями нервной системы, ее подвижностью, чувствительностью, чем с психическими заболеваниями.

Мышление шамана можно назвать архаичным, пралогичным, иррациональным. Оно отражает невыделенность из природной среды, опору на ее силы, непротиворечивость по отношению к ее «устройству». Недаром шаман прибегает к помощи постоянных «помощников» - духов Природы, земли и Неба. Можно также сказать, что шаманы - это личности, отличающиеся определенными чертами, которые в культурах современной Европы считаются признаками «призвания», профессии.

Трансперсональная психология, особенно в ее практической части – голотропной психотерапии, несомненно, смыкается с шаманскими техниками достижения целостности, то есть излечения тела, души, судьбы и т.д. Голотропная терапия - это терапия, направленная на восстановление целостности. Так же как и при применении голотропного дыхания, шаман при помощи техник экстаза, обретя способности принимать «духов», способности ясновидения, яснослышания, трансового влияния на соплеменников, он способен лечить, прежде всего «душу» человека, соединяя его с глубинными психическими пластами рода, народности, возвращая ему целостность.

Без сомнения идеи терапевтического воздействия С. Грофа перекликается с практикой шаманизма. По мнению С. Грофа, психика может исцелять себя сама. Силы для этого заключены в коллективном бессознательном, проникнуть в которое можно так же как это делает шаман – через сны и транс.

[1] Мирча Элиаде. Шаманизм. Архаические техники экстаза. – Режим доступа: www. ihtik.lib.ru

[2] Мирча Элиаде. Шаманизм. Архаические техники экстаза. – Режим доступа: www. ihtik.lib.ru

[3] Юнг К.-Г. Человек и его символы. - Режим доступа: www. ihtik.lib.ru

[4] Мирча Элиаде. Шаманизм. Архаические техники экстаза. – Режим доступа: www. ihtik.lib.ru

[5] Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – Режим доступа: www.bookup.ru

[6] Горностай П., Титаренко Т. Психологические теории и концепции личности. Краткий справочник. – Режим доступа: www. ihtik.lib.ru

[7]

Горностай П., Титаренко Т. Психологические теории и концепции личности. Краткий справочник. – Режим доступа: www. ihtik.lib.ru


Природа и сущность конфликта. Понятие и основные виды конфликта
Понятие "конфликт" является одновременно научным и обыденным. В обыденной речи оно используется в различных контекстах и даже метафорически. Можно привести пример о конфликте цветов, взглядов и пр. в науке понятие конфликта так же применяется очень широко, получая в различных сферах разнообразные толкования и трактовки[30, с.6 ...

Классификация систем восприятия окружающей действительности. По характеру восприятия.
Мы используем свои органы чувств для восприятия внешнего мира, его исследования и преобразования. Глаза, рот, нос, уши и кожа – наша единственная точка соприкосновения с окружающей действительностью. Мир представляет собой бесконечное разнообразие всевозможных сенсорных проявлений, но мы способны воспринимать лишь малую часть этого раз ...

Воображение как фактор, обуславливающий развитие детских страхов.
Проблема развития воображения дошкольника до сих пор является весьма дискуссионной. На значение воображения, фантазии в жизни маленького ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л. ...

Категории