НЛП и психологические проблемы стилей обучения » Классификация систем восприятия окружающей действительности. По характеру восприятия.

Классификация систем восприятия окружающей действительности. По характеру восприятия.
Страница 1

Мы используем свои органы чувств для восприятия внешнего мира, его исследования и преобразования. Глаза, рот, нос, уши и кожа – наша единственная точка соприкосновения с окружающей действительностью. Мир представляет собой бесконечное разнообразие всевозможных сенсорных проявлений, но мы способны воспринимать лишь малую часть этого разнообразия. И та часть, которую мы воспринимаем, фильтруется нашим уникальным опытом, культурой, языком, убеждениями, ценностями и предположениями. Каждый из нас живет в своей уникальной реальности, построенной на основе индивидуального опыта, и мы действуем, соответственно, опираясь на эту реальность, на нашу модель мира. Однако сам мир всегда богаче и шире, чем те субъективные идеи, которые мы имеем относительно него. Яркий пример: художник, лесоруб и ботаник, прогуливаясь по лесу, получат весьма отличающиеся друг от друга переживания и заметят самые разные вещи. Арабская поговорка гласит: «Как выглядит кусок хлеба, зависит от того, голодны вы или сыты». Т.е. фильтры, которые мы накладываем на наше восприятие, определяют тот мир, в котором мы живем.

Внутренним же отображением окружающей действительности являются мысли. Но что такое мысли? Существует множество различных научных и философских ответов, и все же каждому из нас хорошо знакомо, что представляет собой наше собственное мышление.

Когда мы думаем о том, что видим, слышим и ощущаем, мы воссоздаем эти картины, звуки и ощущения внутри себя. Мы вновь переживаем информацию в той сенсорной форме, в которой мы первоначально ее воспринимали. Мышление является очевидным и банальным действием, что мы никогда не задумываемся о нем. Мы предпочитаем думать о том, о чем мы думаем, а не о том, как мы думаем. Мы также предполагаем, что другие люди думают точно так же, как и мы.

Один из способов мышления заключается в сознательном или бессознательном воспроизведении картин, звуков, ощущений, вкусов и запахов, которые мы переживали. При воспоминании мы мысленно проходим через переживания, используя органы чувств внутренним способом, чтобы репрезентировать данные переживания. Переживанием является сочетание воспоминаний и воображения. Большая часть мышления обычно представляет собой смесь таких воспоминаний и сконструированных сенсорных впечатлений.

Мы используем одни и те же неврологические пути для внутренней репрезентации опыта и для непосредственного его переживания. Одни и те же нейроны генерируют электрохимические заряды, которые могут быть измерены. Мысль имеет непосредственные физические проявления, мозг и тело представляют собой одну систему. Представьте, например, что вы едите фрукт. Фрукт может быть воображаемым, а вот слюноотделение - нет.

Мы используем свои органы чувств внешним способом, чтобы воспринимать мир, и внутренним способом, чтобы “репрезентировать” (перепредставлять) переживания самим себе. Способы получения, хранения и кодирования информацию в сознании, - картинки, звуки, ощущения, запахи и вкусы - известны как репрезентативные системы. Репрезентативные системы подразделяются на визуальные, аудиальные и кинестетические.

Визуальная система может использоваться внешним способом, когда мы разглядываем мир, или внутренним, когда мы визуализируем. Точно так же аудиальная система может подразделяться на прослушивание внешних звуков или внутренних звуков. Ощущения относятся к кинестической системе. Внешняя кинестика включает тактильные ощущения: прикосновения, температуру, влажность. Внутренняя кинестетика включает воспоминаемые чувства, эмоции и внутренние ощущения баланса и осознание состояния тела. Ощущения вкуса, вкусовая система, и запаха, обонятельная система, не являются столь же важными и часто включаются в кинестетическую систему. Они часто служат в качестве мощных и очень быстрых связей с картинками, звуками и ощущениями, ассоциированными с ними.

Страницы: 1 2


Психосемантический анализ отношения студентов к манипулятивному стилю поведения
По данным исследований О.В. Макаренко, С.А. Богомаза, уже на младших курсах у многих студентов-психологов нарастает стремление манипулировать другими людьми. Данная тенденция вызывает некоторые опасения, если учесть, что предпочтение манипулятивной стратегии поведения со временем приводит к редукции количества средств достижения целей, ...

Исследование взаимосвязи тревожности и социометрического статуса личности младшего школьника
На основе психологического исследования уровня тревожности и социометрического статуса, был проведен корреляционный анализ с помощью коэффициента корреляции r-Пирсона. Задача которая перед нами стояла это изучение взаимосвязи двух метрических переменных, измеряемых на одной и той же выборке. Т.е. взаимодействие тревожности и социометрич ...

Предпосылки.
1. Мы полагаем, что личность многогранна, и ее поведение невозможно объяснить с позиции теории только одной школы психологии. Мы считаем, что разные теории в психологии раскрывают различные аспекты и грани человеческой личности. Ввиду этого, в работе мы будем придерживаться эклектической позиции. 2. Как и подавляющее большинство псих ...

Категории