Психология » Особенности социальной перцепции в сфере делового взаимодействия » Сопоставление моделей взаимодействия покупателя и продавца.

Сопоставление моделей взаимодействия покупателя и продавца.

По результатам некоторых исследований можно говорить о том, что продавец получает удовлетворенность от взаимодействия при использовании определенных типов поведения, причем это может происходить как осознанно, так и неосознанно. Это такие типы поведения, как

- пояснительное,

- оказание помощи и поддержки клиенту,

- поведение понимания,

- поведение с позиции судьи,

- поведение с использованием фасцинации (т.е. создание определенного фона общения с помощью своего имиджа),

- агрессивное поведение – степень удовлетворенности в порядке убывания.

По мнению покупателя, степени удовлетворенности продавца соответствуют те же типы поведения (степень удовлетворенности каждым из них совпадает, меняются лишь ранги поведения понимания и поведения с позиции судьи). Таким образом, отмечается, что модель поведения, способствующая удовлетворенности продавца, вполне осознается покупателем.

Удовлетворенности покупателя способствуют следующие типы поведения продавца (степень удовлетворенности в порядке убывания):

- пояснительное,

- поведение понимания,

- помощь и поддержка,

- поведение с использованием фасцинации,

- агрессивное поведение,

- поведение с позиции судьи.

Продавцам кажется, что эта последовательность выглядит иначе:

- поведение понимания,

- пояснительное,

- поведение с позиции судьи,

- помощь и поддержка, поведение с использованием фасцинации,

- агрессивное поведение.

Специфика заключается в том, что продавец в первую очередь стремится удовлетворить покупателя, а уже во вторую очередь – себя. Модель же удовлетворенности покупателя, которой придерживается продавец, сильно расходится с моделью удовлетворенности самого продавца. Длительность делового взаимодействия продавца и покупателя обычно слишком мала для того, чтобы продавец успел изменить свои стереотип.

Очевидно, что наибольшую удовлетворенность продавцу доставляет пояснительное поведение, покупателю – тоже. Это действительно самый распространенный способ общения в рассматриваемой системе взаимодействия. Модели же поведения, призванные вызывать чувство удовлетворенности от взаимодействия покупателя, не совпадают у покупателей и продавцов, что, вероятно, может иметь своим следствием разного рода конфликтные ситуации.


Вопросы для повторения
1. Назовите основные стороны общения и объясните их взаимосвязь. 2. Каковы функции восприятия в процессе общения? 3. Охарактеризуйте невербальные средства общения. 4. Назовите основные элементы вербального общения и охарактеризуйте их. 5. Какова роль обратных связей в передаче информации? 6. Расскажите, как надо и как не надо слуша ...

Когнитивное развитие в подростковом и юношеском возрасте
Отвлеченно-философская направленность юношеского мышления обусловлена развитием формально-логических операций и особенностями эмоционального мира ранней юности. Широта интеллектуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью, отсутствием системы и метода. Многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и о ...

Соц.ситуация развития в подростковом возрасте. Изменения в физическом развитии
Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Социальная ситуация как условия развития в отрочестве принципиально отличается от социальной ситуации в детстве не столько по внешним обстоят ...

Категории