Психология » Ненормативное развитие и развитие, осложненное дефектом » Развитие, осложненное дефектом: сущность и закономерности. Проблема компенсации нарушений психического развития

Развитие, осложненное дефектом: сущность и закономерности. Проблема компенсации нарушений психического развития
Страница 2

Установление закономерностей, действующих в группе изучаемых явлений, и специфических особенностей, отражающих своеобразие каждого из них, является одной из важнейших задач любой области науки, и специальная психология не является исключением из этого правила. Однако выделение общих закономерностей, с одной стороны, и особых, специфических проявлений этих общих законов развития — с другой, а также таких особенностей, которые характерны только для отдельных недостатков развития, — дело сложное и трудное. В этом можно убедиться, ознакомившись с многими исследованиями в области специальной психологии.

Если их расположить в порядке их значимости и всеобщности, то, несомненно, прежде всего, необходимо упомянуть сниженную по сравнению с наблюдаемой у нормально развивающихся детей способность к приему и переработке информации. При всех типах нарушенного развития объем информации, которая может быть принята в единицу времени, в той или иной мере меньше по сравнению с нормой. Для того чтобы принять информацию, равную по объему принимаемой нормально развивающимся ребенком, детям с отклонениями психического развития необходимо больше времени. Кроме того, повышение порогов чувствительности (например, при снижении слуха) приводит к росту уровня шумов, что влияет на точность принимаемой информации, ведет к ее искажениям. Замедлена переработка информации.

Используя термины «прием» и «переработка» информации, следует иметь в виду, что соответствующие понятия охватывают целый ряд психических процессов и явлений разного уровня и разной сложности организации. Это и сенсорные процессы — ощущения и восприятия, — и такие познавательные процессы, как мышление, память, представления, речь. Следовательно, причины сниженной скорости приема и переработки информации могут быть самыми различными.

Прежде всего, такими причинами могут быть дефекты сенсорного входа, т.е. рецепторной части анализатора (органа чувств), могут проявляться и нарушения функционирования центральной части анализатора, мозгового его конца — соответствующей области коры мозга.

Страницы: 1 2 


Темперамент и деятельность
Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, в движениях – они проявляется и в умственной сфере, в области побуждений и интересов, Также в общении. Неосведомленность о влиянии темперамента на стиль и темп взаимодействия нередко становится источником постоянного раздражения. Например, темперамент ...

Особенности характера и темперамента
По результатам теста на «Исследование эмоциональной отзывчивости» (приложение №8) у Азата был выявлен низкий уровень эмпатических тенденций, то есть эмоциональная отзывчивость на переживания других. Вместе с тем он охотно помогает друзьям, значит он это делает сознательно исходя из принципа «полезности», я помогу тебе с расчетом, что по ...

Черный
Бесспорно, черный — наиболее авторитарный и подавляющий цвет спектра. Он ассоциируется со смертью и тьмой, создает тревожное ощущение неизвестности. Черный — это цвет тайны. Люди опасаются, что мир может исчезнуть в черной дыре, а если уж черный кот перейдет дорогу, то жди беды. Порождаемое черным цветом впечатление наделено большой сил ...

Категории