Психология » Представления у детей о роли мужчины в семьях с различной структурой » Эмпирическое изучение представлений у детей о роли мужчины в семьях с различной структурой. Обоснование программы эмпирического исследования

Эмпирическое изучение представлений у детей о роли мужчины в семьях с различной структурой. Обоснование программы эмпирического исследования
Страница 1

Целью эмпирического исследования является изучение представлений у детей о роли мужчины в семьях с различной структурой.

В работе была выдвинута следующая эмпирическая гипотеза – представления о роли мужчины у детей в семьях с различной структурой будут иметь отличия на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. https://trash4bet.com мобильная версия винлайн винлайн ру мобильная.

В соответствие с целью исследования и эмпирической гипотезой был подобран блок диагностических методов и методик:

- сочинение на тему «Роль мужчины в семье», позволяющее проследить специфику когнитивного, эмоционального и поведенческого уровней представлений;

- методика «Незаконченные предложения» Дж.М. Сакса (в модификации), направленная на выявление отличий в представлениях у детей о роли мужчины в семьях с различной структурой на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях;

- метод контент-анализа.

Сочинение на тему «Роль мужчины в семье», обработанное методом контент-анализа позволила нам проанализировать специфические особенности всех компонентов представлений детей о роли мужчины в семьях с различной структурой – когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

Метод сочинения относится к группе проективных методик исследования личности. В течение длительного времени (начиная с 30-х гг.) используется в психодиагностических исследованиях, прежде всего, для изучения личности. Сочинения, которые предлагают написать испытуемым, различаются по степени структурированности (от строго структурированных заданий до просьбы придумать любую историю).

При теоретическом обосновании методики сочинения исходят из положения о том, что при неструктурированной теме составленное обследуемым сочинение позволяет получить данные о личности, недоступные при прямом опросе. В этих сочинениях отражаются сведения о стремлениях, потребностях, конфликтах личности. Поэтому метод сочинения рассматривается как аналогичный методикам типа теста тематической апперцепции.

Суть данного метода заключается в том, что детям необходимо как можно более полно рассказать о том, как они представляют себе роль мужчины в семье.

Информация, полученная в сочинении, поможет нам составить более полную картину особенностей представлений детей о роли мужчины в семьях с различной структурой.

В ходе эмпирического исследования детям предъявлялась следующая инструкция: «Дети, вам необходимо максимально полно, в свободной форме, рассказать о том, какой вы себе представляете роль мужчины в семье. Объем вашего рассказа не ограничивается».

Данная методика является одной из наиболее информативных и достаточно надежных техник, позволяющих нам успешно решить задачу сбора дополнительной, по отношению к результатам беседы с детьми, аналитической информации, позволяющей более полно реконструировать специфику представлений детей о роли мужчины в семьях с различной структурой, а также выявить личностные особенности ребенка.

В литературе, посвященной разработке и применению метода сочинений нет сведений о количественной оценке результатов, приводится только качественный анализ. Отсутствуют сведения о валидности и надежности этой методики, хотя достаточно часто указывается на удовлетворительное соответствие полученных данных результатам других тестов [Бурлачук Л.Ф., с. 250].

Следующая методика, использованная в нашем исследовании – это методика «Незаконченные предложения», которая относится к группе проективных методик и была разработана Дж.М. Саксом (J.M. Sacks).

В нашей работе мы использовали модификацию данной методики, которая позволяет нам изучить особенности представлений детей о роли мужчины в семьях с различной структурой на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровне. Перед началом работы, мы провели пилотажное исследование, которое дало положительные результаты.

Вариант методики, предназначенный для детей, состоит из 14 незаконченных предложений:

1) мужчина …;

2) по моему мнению, роль мужчины в семье …;

3) думаю, что настоящий мужчина в семье…;

4) идеалом мужчины в семье для меня является …;

5) не люблю, когда мужчина в семье …;

6) мне нравится, когда мужчина в семье …;

7) проявление эмоций и чувств для мужчины …;

8) поведение мужчины в семье …;

9) считаю, что большинство мужчин в семье ведут себя …;

Страницы: 1 2 3


Психическое развитие в младенческом возрасте
Младенческий возраст – 0-1 год (по Эльконину). Ведущий вид деятельности – непосредственно эмоциональное общение. Внутри и на фоне его формируются ориентировочные и сенсомоторно-манипулятивные действия, т.е. действия, сопровождаемые и в какой-то мере регулируемые зрительными, слуховыми, мышечно-двигательными и другими ощущениями, восприя ...

Результаты методики "Задания с соотнесением предметов"
По предлагаемой методике выяснялась возможность выполнения заданий детьми на основе зрительного сравнения и дифференциации размеров объектов. Таблица 4 Данные диагностики по заданиям с соотнесением предметов Код 2 балла – отказ выполнять задания 3 балла – ниже нормы 4 балла – возрастная норма 5 баллов – выше нормы ...

Конфликты в личностно-эмоциональной сфере
Руководителю приходится разрешать конфликты не только в деловой, но и в личностно-эмоциональной сфере. При их разрешении применяются другие методы, поскольку в них, как правило, трудно выделить объект разногласий, отсутствует столкновение интересов. Как же вести себя с конфликтной личностью ? 1. Необходимо иметь в виду, что у таких лю ...

Категории