Психология » Национальное самосознание белорусской молодежи » Национальное самосознание белорусской молодежи как психологическая проблема. Понятие самосознания

Национальное самосознание белорусской молодежи как психологическая проблема. Понятие самосознания
Страница 2

Критерии самосознания:

выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);

осознание своей активности - "Я, управляю собой";

осознание себя "через другого" ("То, что я вижу в других, это может быть и мое качество");

моральная оценка себя, наличие рефлексии - осознание своего внутреннего опыта.

Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени; помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.

При анализе динамической структуры самосознания используют два понятия: "текущее Я" и "личностное Я". "Текущее Я" обозначает конкретные формы осознания себя в текущем настоящем, т.е. непосредственные процессы деятельности самосознания. "Личностное Я" - это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза "текущих Я", В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания.

Поскольку самоотражаются все процессы сознания, постольку человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и сознавать себя сознающим, самооценивающим.

В структуре самосознания можно выделить:

осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего "Я" ("Я как действующий субъект");

осознание своих реальных и желаемых качеств ("Реальное Я" и "Идеальное Я");

познавательные, когнитивные представления о себе ("Я как наблюдаемый объект");

эмоциональное, чувственное представление о себе.

Таким образом, самосознание включает в себя:

самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

В целом можно выделить три пласта сознания человека:

отношение к себе;

отношение к другим людям;

ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

Страницы: 1 2 


Материал для различения размеров.
Розовая башня. Материал: Розовая башня состоит из 10 кубиков (тяжёлое дерево, розовый цвет) разных размеров. Длина ребра наименьшего кубика 1 см., длина ребра наибольшего кубика 10 см. Прямая цель: Формирование понятий «большой» - «маленький». Косвенная цель: Развитие моторики, координации движений, умения упорядочивать предметы. ...

Основные задачи психологического исследования в клинике
Общей задачей клинического психолога в лечебно-профилактическом учреждении является его участие в проведении дифференциальной диагностики различных болезней, лечении и социально-трудовом приспособлении больных. Во-первых, это оценка психического состояния пациента, обычно экспресс-диагностика, проводимая с помощью краткой батареи психо ...

Антиципирующее воображение
Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека - предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Этимологически слово "предвидеть" тесно связано и происходит из одного корня со словом "видеть", что показывает важное значение осознания ситуации и пе ...

Категории