Исследование национального самосознания белорусской молодежи. Методология исследования
Изучение национального самосознания проводилось в несколько этапов:
1-ый этап - анализ литературных источников по проблематике национального самосознания;
2-ой этап - на основе теоретических аспектов и на базе опросника, разработанного А.Н. Гуревич составление анкеты;
3-ий этап - проведение анкетирования с целью выявления сформированности когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов национального самосознания.
4-ый этап - обработка и анализ, полученных в ходе исследования данных.
Объект исследования - личность юношеского возраста.
Предмет исследования - национальное самосознание.
Цель исследования: изучить национальное самосознание белорусской молодежи.
Гипотеза: белорусской молодежи присущ низкий уровень сформированности национального самосознания.
В качестве методического инструмента выступило анкетирование.
Метод анкетирования в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.
Анкета состояла из 20 вопросов, в которой были применены полузакрытые вопросы, то есть варианты ответов были заранее предусмотрены, кроме того, в отношении некоторых вопросах опрашиваемые могли высказываться в свободной форме. Национальное самосознание изучалось исходя из его составных компонентов.
Сформированность когнитивного компонента позволили раскрыть вопросы № 1, 3, 4, 9, 11, 15, 16.
Эмоционально-оценочный - вопросы № 5, 8, 12, 13, 18, 19, 20.
Поведенческий компонент - вопросы № 6, 7, 10, 14, 17.
Исследования головного мозга. Центральное торможение
Ещё в докторской диссертации Сеченов выдвинул положение о своеобразии рефлексов, центры которых лежат в головном мозге, и ряд идей, способствовавших последующему изучению головного мозга.
В Париже, в лаборатории Клода Бернара (1862 г.), Иван Михайлович экспериментально проверил гипотезу о влиянии центров головного мозга на двигательную ...
Методы исследования ощущений, восприятия и представлений
Осмотр и наблюдение в некоторых случаях могут дать очень много. О наличии, например, гиперестезии и гиперпатии можно судить по особенностям реакций на некоторые раздражители: человек садится к окну спиной, просит собеседника говорить негромко, сам старается произносить слова тихо, полушепотом, вздрагивает и морщится при скрипе или хлопа ...
Результаты эмпирического исследования. Результаты методики "Задания с
кубиками"
По предлагаемой методике выяснялись способности производить пространственные дифференцировки, вычленять элементы и правильно ориентировать их друг относительно друга.
Таблица 2
Экспериментальные данные диагностики по заданиям с кубиками
Код
2 балла – отказ выполнять задания
3 балла – ниже нормы
4 балла – возрастная норма ...