Психология » Продуктивная и репродуктивная деятельность » Способность к творчеству различных типов людей по Фромму

Способность к творчеству различных типов людей по Фромму

Говоря о творчестве, Фромм подразумевал творческую личность или творческую способность личности, а не сам продукт творчества. Творчество для него это состояние человека, делающее возможным созидание. То есть творчество не что иное, как патентное состояние. И при этом вовсе не является обязательным условием появление результата творчества - предмета. Исток творческого начала, по его убеждению, находится в естественной потребности живого организма к адаптации в окружающей среде. По его мнению, правильнее всего было бы определить суть творчества как естественную "способность человека воспринимать и реагировать на происходящее с ним. Очень точно. Суть творчества в отыгрывании живого организма на раздражители окружающей среды.

Фромм, также, говорит о том, что людям свойственно необоснованно обесценивать свое повседневное обывательское творчество и за настоящее стоящее искусство принимать лишь великие галерейные и вечные произведения именитых мэтров. То есть человек часто попросту не видит и не замечает того, что должен и может видеть и замечать, в том числе и за собой. Большинство людей, по его мнению, напрочь лишены должного эмоционального реагирования на окружающий нас мир и предметы. Людей поглотило рацио и расчет. Вместо того, что бы жить чувственно, люди стали жить расчетом и логикой, вместо того, что бы переживать объекты, люди теперь их лишь распознают. Эти мысли очень созвучны мыслям философа Николая Бердяева.

Разъясняя разницу творческого и нетворческого взгляда на нечто, Фромм говорит, что в нетворческом подходе заложена абстракция - размытое усреднение или не способность видеть уникальность объекта: дерево как дерево. "И, напротив, при подлинном живом восприятии абстрактный подход невозможен. В этом случае дерево становится совершенно конкретным и неповторимым. Такого дерева не отыскать во всем мире, ибо именно его видит глаз, именно оно находит отражение в сознании человека, и тем самым он оказывается с ним в определенных взаимоотношениях, становясь как бы его творцом".

Творчество человека заключено, в его готовности открыто, без страхов и бегства реагировать на то, что преподносит ему внешний мир через его же внутренний мир. Эти страх и бегство в большей части неосознанны. Психологические защиты срабатывают автоматом, отсекая и перерабатывая "лишнее", а значит, человек не осознает многое, что следовало бы осознавать.

Фромм: "Какие же условия необходимы для того, чтобы человек обрел такое творческое состояние, при котором его восприятие окружающего мира было на уровне интуиции, было бы подобно озарению? Первым таким условием является способность человека удивлятьсяСпособность удивляться - это способность принимать, ожидать и видеть новое.

Способность сосредоточиться это вторая отличительная черта творческой личности, считает Фромм.

Третьей отличительной чертой творческой личности Фромм видит способность человека к самопознанию. Собственная идентификация, целостное ощущение своего "я" необходимы каждому.

Еще одной чертой творческой личности по Фромму является способность правильного отношения к конфликту, имея в виду бегство от всего пугающего и опасного. Он настаивает на встрече с конфликтом "лицом к лицу и умении его разрешить". Фромм: "Конфликты - это источник стремления человека к самосовершенствованию, развития его сил и основа становления его характера". преподносит. У человека есть и должен быть выбор, кроме одного - конформизма. Человек не должен сдаваться на волю собственного бессилия, что-то изменить. Стараться изменить - это и есть творчество. Иначе человек рискует превратиться в вещь.


Национальное самосознание белорусской молодежи как психологическая проблема. Понятие самосознания
Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как Я, противостоящее другим и вместе с тем неразрывно с ними связанное. Субъективно переживание собственного Я выражается прежде всего в том ...

Использование защитных механизмов.
Когда человеческая психика сталкивается с проблемой, которая на уровне сознания не может быть преодолена, начинают работать механизмы, названные Фрейдом “защитой”. Он их рассматривает как “неосознанные реакции, защищающие индивидуума от таких неприятных эмоций, как тревога и чувство вины; эго защитные тенденции, искажающие или скрывающи ...

Общение как взаимодействие
Анализ общения как взаимодействияпредставляет значительные сложности. Вообще разделение трех сторон общения — восприятия, коммуникации и взаимодействия возможно только как прием анализа: при всем старании нельзя выделить "чистую" коммуникацию, без восприятия и взаимодействия или "чистое" восприятие. Но если восприяти ...

Категории