Психология » Проблемы профессиональной ментальности психологов-специалистов и представителей других профессиональных групп » Особенности структуры и содержания социальных представлений о личности психолога у менеджеров

Особенности структуры и содержания социальных представлений о личности психолога у менеджеров
Страница 1

Поле представлений в профессиональной группе менеджеров характеризуется высокой дифференцированностью.

К структурному ядру поля представлений относятся 29 элементов.

К социально-желательным свойствам личности относятся обаятельность, внешняя привлекательность, альтруистичность, способность к эмоциональной поддержке, независимость, стойкость.

Отличительной чертой представлений менеджеров о личности и профессиональной деятельности психолога является высокая представленность в ядре поля представлений параметров, характеризующих профессионализм психологов. Среди общих признаков профессионализма менеджеры выделяют необходимость специального образования, наличие опыта, эффективность психологической помощи, увлеченность работой и личную ответственность за клиента

Только в поле представлений у менеджеров оказывается принадлежащим к ядру поля представлений такая характеристика, как личная ответственность за клиента.

Наиболее полный перечень профессиональных умений встречается в структурном ядре поля представлении менеджеров: умение слушать, умение обучать и умение хранить профессиональную тайну.

Среди свойств личности, характеризующих "реального" психолога, значительное место отводится характеристикам, имеющим большое значение в структуре коммуникативных способностей: общительность, способность к эмпатии, способность к эмоциональной поддержке, открытость, гибкость, терпимость и в то же время доминантность, независимость, авторитетность (способность оказывать влияние на людей).

Обобщая, можно заметить, что структурные представления менеджеров наиболее днфференцированны, разносторонни и приближены к научному знанию среди профессионалов-непсихологов.

Любопытно отметить, что при высокой дифференцированности представлений о профессионализме психолога в ядро не вошел такой параметр, как "сходство с профессией врача". Учитывая уже отмеченную дифференцированность и близость положениям научного знания, можно предположить, что этот факт связан с более отчетливым представлением о специфике профессии психолога у менеджеров.

Мы уже подробно анализировали выше особенности содержания поля представлений у менеджеров и других профессиональных групп. Поэтому сейчас ограничимся коротким заключением.

Содержание представлений психологов и менеджеров о "реальном" психологе не имеет различий на достоверном уровне, не выявлен ряд различий при описании "желательного" образа психолога На уровне тенденций эти образы также сходны, но менеджеры как будто более категоричны в своих суждениях и их оценки имеют больший максимализм.

Итак, психологи более требовательны к себе по отношению к уровню личностного благополучия (хотя и психологи, и менеджеры оценивают "желательный" уровень личностного благополучия как весьма умеренный).

Менеджеры очень высоко оценивают "желательный" уровень интеллектуальности психолога, его общительности, опытности, умения слушать и хранить профессиональную тайну. Во всяком случае, достоверно выше, чем психологи, они оценивают необходимость специального образования, степень увлеченности работой и сходство профессий психолога и педагога Менеджеры видят идеал психолога еще менее доминантным и директивным, чем психологи. Очень низко менеджеры оценивают свою информированность о том, где можно получить квалифицированную психологическую помощь.

Представления менеджеров и офицеров МВД на "реальном" уровне обладают высокой степенью сходства Менеджеры считают психолога более способным влиять на людей (авторитетность) и более высоко оценивают сходство профессий психолога и врача На "желательном" уровне офицеры МВД более высоко оценивают необходимый уровень личностного благополучия, доминантности и агрессивности, чем менеджеры. В то же время менеджеры видят "идеального" психолога более независимым, образованным, в большей степени умеющим оказать эффективную психологическую помощь, умеющим слушать и хранить профессиональную тайну. Если попробовать качественно проинтерпретировать содержание представлений офицеров МВД и менеджеров, то мы увидим примерно следующее. И офицеры, и менеджеры хотят видеть психолога не доминантным и не агрессивным, но независимым, скорее все-таки обладающим специальной подготовкой, хотя наличие опыта ценится гораздо выше; умеющим слушать и хранить конфиденциальность, умеющим влиять на людей (то есть способным вызвать доверие, имеющим личный авторитет), но в то же время отказывают психологу в способности оказывать эффективную психологическую помощь, может быть, не владея критериями оценки эффективности психологической помощи. Надо отметить также стремление офицеров МВД не вступать в контакт с психологом, которые оценивают желательный уровень общительности психолога как очень низкий (методика ЛД), в то время как менеджеры оценивают желательную степень общительности психолога максимально высоко, и можно предположить, что они заинтересованы в контактах с ним.

Страницы: 1 2


Формирование произвольных движений
Формирование произвольных движений, как передача управления при построении движений сознательному контролю, происходит следующим образом. По мнению И.М. Сеченова, непроизвольные движения регулируются на основании обратной связи проприорецептивными ощущениями, дающими информацию об особенностях выполняемых движений, и экстерорецептивными ...

Результаты исследования девушки
С девушкой К. (25 лет) были проведены три методики (результаты опросника Айзенка, методики оценки сексуального профиля, коэффициента интимности – в Приложении 1), вследствие чего был составлен ее профиль. К. женственная, тонкая, интуитивная, проявляет деятельность, свойственную женщинам. Верит в любовь как в высшее чувство, умеет сохра ...

Вывод
Наиболее ранние работы ученых указывают на зависимость самооценки дошкольника от отношения взрослых в регламентированных правилами видах деятельности. Более поздние работы раскрывают связь самооценки с общением между детьми. Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на к ...

Категории