Психология » Проблемы профессиональной ментальности психологов-специалистов и представителей других профессиональных групп » Особенности структуры и содержания социальных представлений о личности психолога у менеджеров

Особенности структуры и содержания социальных представлений о личности психолога у менеджеров
Страница 1

Поле представлений в профессиональной группе менеджеров характеризуется высокой дифференцированностью.

К структурному ядру поля представлений относятся 29 элементов.

К социально-желательным свойствам личности относятся обаятельность, внешняя привлекательность, альтруистичность, способность к эмоциональной поддержке, независимость, стойкость.

Отличительной чертой представлений менеджеров о личности и профессиональной деятельности психолога является высокая представленность в ядре поля представлений параметров, характеризующих профессионализм психологов. Среди общих признаков профессионализма менеджеры выделяют необходимость специального образования, наличие опыта, эффективность психологической помощи, увлеченность работой и личную ответственность за клиента

Только в поле представлений у менеджеров оказывается принадлежащим к ядру поля представлений такая характеристика, как личная ответственность за клиента.

Наиболее полный перечень профессиональных умений встречается в структурном ядре поля представлении менеджеров: умение слушать, умение обучать и умение хранить профессиональную тайну.

Среди свойств личности, характеризующих "реального" психолога, значительное место отводится характеристикам, имеющим большое значение в структуре коммуникативных способностей: общительность, способность к эмпатии, способность к эмоциональной поддержке, открытость, гибкость, терпимость и в то же время доминантность, независимость, авторитетность (способность оказывать влияние на людей).

Обобщая, можно заметить, что структурные представления менеджеров наиболее днфференцированны, разносторонни и приближены к научному знанию среди профессионалов-непсихологов.

Любопытно отметить, что при высокой дифференцированности представлений о профессионализме психолога в ядро не вошел такой параметр, как "сходство с профессией врача". Учитывая уже отмеченную дифференцированность и близость положениям научного знания, можно предположить, что этот факт связан с более отчетливым представлением о специфике профессии психолога у менеджеров.

Мы уже подробно анализировали выше особенности содержания поля представлений у менеджеров и других профессиональных групп. Поэтому сейчас ограничимся коротким заключением.

Содержание представлений психологов и менеджеров о "реальном" психологе не имеет различий на достоверном уровне, не выявлен ряд различий при описании "желательного" образа психолога На уровне тенденций эти образы также сходны, но менеджеры как будто более категоричны в своих суждениях и их оценки имеют больший максимализм.

Итак, психологи более требовательны к себе по отношению к уровню личностного благополучия (хотя и психологи, и менеджеры оценивают "желательный" уровень личностного благополучия как весьма умеренный).

Менеджеры очень высоко оценивают "желательный" уровень интеллектуальности психолога, его общительности, опытности, умения слушать и хранить профессиональную тайну. Во всяком случае, достоверно выше, чем психологи, они оценивают необходимость специального образования, степень увлеченности работой и сходство профессий психолога и педагога Менеджеры видят идеал психолога еще менее доминантным и директивным, чем психологи. Очень низко менеджеры оценивают свою информированность о том, где можно получить квалифицированную психологическую помощь.

Представления менеджеров и офицеров МВД на "реальном" уровне обладают высокой степенью сходства Менеджеры считают психолога более способным влиять на людей (авторитетность) и более высоко оценивают сходство профессий психолога и врача На "желательном" уровне офицеры МВД более высоко оценивают необходимый уровень личностного благополучия, доминантности и агрессивности, чем менеджеры. В то же время менеджеры видят "идеального" психолога более независимым, образованным, в большей степени умеющим оказать эффективную психологическую помощь, умеющим слушать и хранить профессиональную тайну. Если попробовать качественно проинтерпретировать содержание представлений офицеров МВД и менеджеров, то мы увидим примерно следующее. И офицеры, и менеджеры хотят видеть психолога не доминантным и не агрессивным, но независимым, скорее все-таки обладающим специальной подготовкой, хотя наличие опыта ценится гораздо выше; умеющим слушать и хранить конфиденциальность, умеющим влиять на людей (то есть способным вызвать доверие, имеющим личный авторитет), но в то же время отказывают психологу в способности оказывать эффективную психологическую помощь, может быть, не владея критериями оценки эффективности психологической помощи. Надо отметить также стремление офицеров МВД не вступать в контакт с психологом, которые оценивают желательный уровень общительности психолога как очень низкий (методика ЛД), в то время как менеджеры оценивают желательную степень общительности психолога максимально высоко, и можно предположить, что они заинтересованы в контактах с ним.

Страницы: 1 2


Проблема нормы в психологии
В настоящее время в психологии все ещё не существует единого представления о норме. Одним из ведущих источников заимствований в психологии является понятийный аппарат медицины, в частности, психиатрии. В психиатрии понятие «нормы» традиционно существует в виде дихотомии «норма - патология». Впервые вопрос о норме возник в тех областях ...

Библиотерапия
Использование литературных произведений как инструмента психотерапии. Она может применяться в структуре практически всех подходов к психотерапии, в любых ситуациях и форматах. А.Е. Алексейчик (1985) разделяет ее на неспецифическую (ориентированную на реакции успокоения, удовольствия, уверенности, активности и т.д. без нозологической или ...

Использование защитных механизмов.
Когда человеческая психика сталкивается с проблемой, которая на уровне сознания не может быть преодолена, начинают работать механизмы, названные Фрейдом “защитой”. Он их рассматривает как “неосознанные реакции, защищающие индивидуума от таких неприятных эмоций, как тревога и чувство вины; эго защитные тенденции, искажающие или скрывающи ...

Категории