Психология » Продуктивная и репродуктивная деятельность » История возникновения игры. Игра у животных и человека

История возникновения игры. Игра у животных и человека

Д.Б. Эльконин в книге "Психология игры". На заре человечества, когда охота занимала одно из центральных мест в жизни первобытнообщинного общества, после неудачной охоты могла возникнуть ситуация, требующая имитации действий охотников во время ловли дичи. Если неудача в охоте могла быть вызвана несогласованностью коллективных действий охотников, то возникала необходимость отработки этих действий. Кроме того, молодые юноши также должны были пройти через предварительную репетицию правильных действий охотников. Актуальная информация история возникновения электронных весов здесь.

Кто-то из бывалых охотников мог изображать хитрое и умное животное со всеми его повадками, а остальные процесс организации охоты за ним. При этом воссоздавались элементы реальной действительности, а это признак игры.

Происходит выделение из целостной реальной и жизненно важной трудовой деятельности той её части, которая может быть названа ориентировочной, в отличие от исполнительской, непосредственно связанной с получением материального результата. Эта часть становится предметом воспроизведения, а затем освящается, приобретая характер магических обрядов.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что первые игровые формы возникли ещё в слаборазвитых общинных формациях. Они могли выступать как средство обучения, коллективного образования, передачи информации. При этом они наделялись высшим магическим смыслом для обеспечения защитной функции перед силами природы. Так возникли ритуальные игры.

Выделяют следующие признаки ритуальной игровой формы:

имитация реальной трудовой деятельности;

осуществление совместной деятельности по поиску выхода из кризисной ситуации;

разыгрывание ролей;

наличие магического смысла.

С развитием общества, со сменой формаций (от первобытнообщинной к рабовладельческой и феодальной) ритуалы и обряды перестают играть важную роль в жизни общества. Магический смысл игры утрачивается. В играх появляются две основные разновидности: игры театрализованные представления и спортивные игры. Игра рассматривается как феномен культуры. Деятельность человека в игре характеризуется обретением свободы и возможностью воспроизведения реальной жизни с помощью масок и марионеток за счёт утрированных действий, диктуемых определённой социальной ролью с жёсткими законами иерархии. Интерпретировать человеческую жизнь и деятельность, воссоздать критические ситуации с помощью масок, вызвать у зрителей и участников переживание, рефлексивное переосмысление такова функция игр-представлений.

Игра становится важнейшей частью досуга народа. Русская народная культура чрезвычайно богата играми, такими как петушиные бои, скоморохи, гусляры, медвежья травля, лошадиные бега, состязания на кнутах, игровые хороводы, кулачные бои, кукольный Петрушка и многие другие. В них проявляется ловкость, смекалка, юмор участников. Они средство самовыражения народа в утехах и развлечениях.

Все, о чем мы только что говорили, является элементами игры. Результатом игры может быть как победа, так и поражение. Любому человеку очень важно иметь игры, в которых есть возможность победить. Игры - это одна из составляющих смысла жизни человека.

"Игра - это термин, и обозначающий широкий круг деятельности животных и человека, противопоставляемой обычно утилитарно-практической деятельности и характеризующейся переживанием удовольствия от самой деятельности"

То есть игра - это поведение, направленное на приобретение информации о социальных ролях и взаимодействиях, которые индивид ещё не испытал "на собственной шкуре", что происходит через создание ложных точек идентификации в игре и воспроизведение "чуждых, но привлекательных" отношений и взаимодействий в особой условной форме.

ИГРА:

1. СОСТЯЗАНИЕ ЧЕЛОВЕКА С ЧЕЛОВЕКОМ ИЛИ КОМАНДЫ С КОМАНДОЙ ИДУЩЕЕ ПО ОПРЕДЕЛЕННЫМ ПРАВИЛАМ И СЛУЖАЩЕЕ ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧИТЬ ПОБЕДУ.

2. ПРОВОДИТЬ ВРЕМЯ В КАКОМ - НИБУДЬ ЗАНЯТИИ, СЛУЖАЩЕМ ДЛЯ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ИЛИ СОРЕВНОВАНИЯ.

Основные игровые условия:

1. Важная цель (или приз)

2. Наличие препятствий (запрещающие правила)

3. Наличие свобод (разрешающие правила)

4. Оптимальное соотношение правил и непредсказуемости (хаоса и порядка).

При отсутствии любого из четырех компонентов игры не будет.

1. Когда нет цели, игра потеряет смысл.

2. Когда нет достойных противников или препятствий, играть неинтересно. Отсутствие препятствий все равно, что полная свобода. Полная предсказуемость. Это как если бы дворовая футбольная команда взялась играть со сборной страны. Профессионалам было бы неинтересно.

3. Непреодолимые препятствия напротив, означают полное отсутствие свободы, отсутствие шансов на выигрыш, это подавляет игрока. Игры нет.

Игра у животных

Игра у животных активность, свойственная главным образом высшим млекопитающим, особенно хищникам и обезьянам, направленная на условное моделирование той или иной биологической формы взаимодействия с окружающим миром. Как правило, она возникает как сенсорно-двигательная активность в период, непосредственно предшествующий половой зрелости, направленная на предметы, которые в процессе игры выступают как биологически нейтральные. В этом процессе происходит усвоение сенсорных эталонов, совершенствование движений, координация элементов видоспецифического поведения.


Знаменитые экстрасенсы. Случаи из жизни
Еропейская страна, спортзал школы нашего посольства, финал азартной волейбольной партии. Сборная журналистов играла на пиво с дипломатами. Помощник военного атташе Анатолий Сергеев мощно подавал "крюком". Но перед ударом по мячу он резко оборачивался и бросал взгляд на соперника. Тот, словно загипнотизированный, стоял столбом ...

Милтон Эриксон и директивная психотерапия
Среди современных психотерапевтов трудно найти более легендарную фигуру, чем Милтон Г.Эриксон (1901 -1980). Харизматический ореол вокруг его личности создают не только свидетельства восторженных учеников и благодарных клиентов, но и сохранившиеся во множестве аудио-и видеозаписи сеансов, и эксплицированная создателями НЛП модель терапев ...

Я- концепция в различных психологических теориях
Итак, Я-концепция определяет, во-первых, то, как будет действовать индивид в конкретной ситуации, а во-вторых, то, как он будет интерпретировать действия других. Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет также и ожидания индивида, то есть его представления о том, что должно произойти. Многие исследователи считают ...

Категории