Понятие брак и его основные видыСтраница 2
Д. Крейг и Р. Зидер проанализировали доводы "за", которые обычно приводят сторонники незарегистрированного сожительства и привели наиболее часто встречающиеся:
такая форма отношений представляет собой "тренинг" определенного типа;
в случаях незарегистрированного сожительства происходит апробация сил и совместимости;
в таких вариантах сожительства отношения более свободные, отсутствует принуждение;
незарегистрированное сожительство обеспечивает больше духовности и удовлетворенности в отношениях, так называемая "несупружеская семейная жизнь";
Следует добавить, что кроме психологических, есть еще своеобразные для России социально-экономические причины, порождающие вариант незарегистрированного сожительства: жилищные проблемы; вопрос, связанный с пропиской; возможность получения детского пособия для матери-одиночки; а также более раннее наступление пубертатного периода и, как следствие, половой активности; рост материального благосостояния молодежи и, как следствие, уменьшение их зависимости от родителей и появление возможности жить отдельно от них; длительный срок образования и карьерного роста для полноценного обеспечения семьи.
В современной науке описаны особенности людей, склонных к незарегистрированному сожительству. Обобщенный психологический портрет представителя данной популяции характеризуется более либеральными установками, меньшей религиозностью, высокой степенью андрогинии, низкими школьными успехами в период детства и отрочества, меньшей социальной успешностью, однако, как правило, эти люди происходят из весьма успешных семей.
"Экспериментальные" формы жизни требуют более высокого уровня рефлексии и способности к общению, а также не в последнюю очередь сил, позволяющих противостоять давлению общественных норм. По этой причине их распространение не может не зависеть от социальной принадлежности и уровня образования.
Однако, помимо положительных сторон "фактического брака", существуют также и отрицательные. Так, исследования свидетельствуют о том, что неженатые пары менее счастливы и благополучны, чем женатые. Ежегодные показатели депрессии среди сожительствующих пар более чем в 3 раза выше, чем среди женатых.
Важнейшей характерной особенностью у сожительствующих пар, как отмечают исследования, как правило, является более низкий доход. Сожительствующие пары экономически более похожи на одиноких родителей, чем на женатые пары. В 1996 году показатель бедности для детей, живущих с женатыми родителями, был около 6%, тогда как для детей, живущих с сожительствующими родителями, этот показатель составил 32%. Было обнаружено, что брак - это институт, увеличивающий благосостояние. Согласно результатам исследования, сожители, имеющие детей, имеют только около двух третей дохода женатых пар с детьми, главным образом благодаря тому обстоятельству, что средний доход мужчин-сожителей составляет только около половины дохода женатых мужчин. Здесь действует эффект отбора, когда менее состоятельные мужчины и их партнерши выбирают сожительство в противовес браку. Верно и то, что когда мужчины женятся, особенно те из них, кто намерен заводить детей, стремятся стать более ответственными и более продуктивными. Они зарабатывают больше, чем их неженатые двойники [17].
Также по данным исследований, три четверти детей, рожденных у сожительствующих родителей, увидят развод своих родителей до достижения ими 16 лет, тогда как только около одной трети детей, живущих с женатыми родителями, столкнутся с этой проблемой [17]. Далее было обнаружено, что дети, живущие с матерями и их сожителями, имеют значительно больше проблем в поведении (девиантное поведение) и ниже академическую успеваемость, чем дети из полных семей.
Показано, что опыт совместной жизни на среднестатистическом уровне влияния на успешность последующего брака не оказывает, т.е. можно и "тренироваться", и "совмещаться", но никакой гарантии на будущее нет. Поэтому, если уж и искать форму "тренинга" к браку, то следует обратиться к родительской семье. Именно в семье, где человек вырос, происходит подготовка человека к браку.
Изменение отношения к окружающим и себе.
Настоящий раздел было бы полезно начать кратким обзором предыдущего. В первой и во второй вводных главах мы обнаружили большую зависимость самооценки от социальной среды. Во второй главе мы также исследовали влияние наследственных факторов на самооценку человека. В третьей главе (разделы А, Б) мы рассмотрели различные стратегии, использ ...
Предмет и задачи психологии и этикиделового общения
объект этой дисциплины — идеальная психическая реальность. Речь идет об интеллектуальных, эмоциональных и волевых проявлениях сознания людей, а также о подсознательных проявлениях их психики. А ее предмет — психологическая и нравственная стороны деятельности и общения людей, а также психические процессы, свойства и состояния разного род ...
Отечественная школа психологии.
Отечественная наука, как педагогика (Макаренко А.С., Сухомлинский В.А.), так и психология (Выготский А.С., Рубинштейн С.Л., Петровский А.В.), ведущую роль отводит деятельности. Личность формируется и совершенствуется главным образом в процессе активной деятельности, поэтому основной способ преодоления заниженной самооценки заключается в ...