Происхождение религии в работе “Моисей и монотеизм”
Страница 1

Подробное исследование становления собственно религиозного сознания З.Фрейд осуществляет на закате своей жизни в последней большой работе под названием “Моисей и монотеизм”. В этой работе З.Фрейд блестяще применяет метод психоанализа к сложнейшей исторической проблеме - кто и кем был Моисей? - духовный вождь еврейского народа. З.Фрейд начинает работу, состоящую из 3-х очерков с гипотезы, что Моисей был египтянином и только вследствие этого факта он смог осуществить операцию по выводу народа томящегося в рабстве Египта в “землю обетованную”. Кроме того Моисей по мнению З.Фрейда был посвященным в доктрину Аменхотепа (IV) или Эхнатона, который поклонялся Единому Богу Вселенной, телом которого было солнце. Эта революционная по тем временам доктрина отрицала царивший политеизм вместе с его магическими составляющими. После развала египетской династии Моисей становится носителем этого знания и посвящает в него избранный им народ. Его завет с богом Яхве есть результат более позднего напластования, в результате которого племенной бог Яхве становится Единым Богом. А потомки выведенные из египетского плена освобождаются от чувства вины за убийство Моисея, которое по логике З.Фрейда имело место. Таково краткое изложение сюжета этой работы. В работе очень много исторических фактов, ссылок, цитат, но в данном исследовании необходимо указать те места, где З.Фрейд говорит о механизме возникновения религиозного мировосприятия. Необходимо отметить, что работа “Моисей и монотеизм” была окончательно написана в 1939 году, то есть после того, как З.Фрейд изложил свою структурную модель психики. Следовательно аппарат анализа строился уже не только на теории драйвов, вытеснений, бессознательного, но и на взаимодействии трех основных структур психики - Эго, Супер-Эго и Ид. В отличие от магического мышления в собственно религиозном мышлении появляется новая фигура - это герой. В 1909 году Отто Ранк выпускает книгу под названием “Миф о рождении героя”. В ней говорится, что все известные высокоразвитые народы еще на ранней стадии развития начали прославлять своих героев, правителей и царей. Истории их жизни, рождения и смерти окутаны фантастическими элементами. Герой является ребенком весьма знатных родителей; обычно сыном царя. Его рождению предшествует пророчества, знамения, стихийные явления. Затем герой, представляющий угрозу отцу-царю изгоняется из царства, где подбирается простолюдинами или зверями, вскармливается ими, обучается проявляя недюженные способности. Вырастая, он возвращается, находит своих знатных родителей весьма разнообразными способами; с одной стороны, он мстит своему отцу, а с другой получает признание у других, и в конце добивается высокого положения и почета. С разнообразными вариациями этот сюжет проигрывается во всех героических эпосах и мифологиях.

З.Фрейд поддерживает эту мысль: “Герой - это некто, у кого хватило храбрости восстать против своего отца и в конце победно побороть его”

[5, с.142]. Таким образом, из обезличенного тотемного клана выделяется один человек, который способен совершить подвиг и которому достается награда за это - власть, богатство, жена (жены).

З. Фрейд указывает на то, что источником этого поэтического вымысла может служить “семейный роман ребенка, в котором он реагирует на изменение своего эмоционального отношения к родителям. В ранние годы в фантазиях ребенка мать и отец присутствуют, как король и королева. “Позднее под влиянием соперничества и разочарования в реальной жизни ребенок начинает отделять себя от родителей и занимать критическую позицию по отношению к отцу. Таким образом, две семьи в мифе - аристократическая и простая - обе являются отражением собственной семьи ребенка, какой она ему представлялась в последовательные периоды жизни” [5, с.143].

Страницы: 1 2 3 4 5


Результаты методики "Задания с предметами быта"
По предлагаемой методике выяснялось умение выполнять системы действий, адекватные специфическим предметам быта. Таблица 5 Данные диагностики по заданиям с предметами быта Код 2 балла – отказ выполнять задания 3 балла – ниже нормы 4 балла – возрастная норма 5 баллов – выше нормы 01 - - 4 - 02 - ...

Расстройства интеллекта
Интеллектом в психологии называется система всех познавательных способностей индивида и, в частности, способность к познанию и решению проблем, определяющих успешность любой деятельности. Выделяется три формы интеллектуального поведения: 1) вербальный интеллект, включающий запас слов, эрудицию, умение понимать прочитанное; 2) способност ...

Формирование произвольных движений
Формирование произвольных движений, как передача управления при построении движений сознательному контролю, происходит следующим образом. По мнению И.М. Сеченова, непроизвольные движения регулируются на основании обратной связи проприорецептивными ощущениями, дающими информацию об особенностях выполняемых движений, и экстерорецептивными ...

Категории