Психология » Психические механизмы формирования религиозного мировоззрения в классическом психоанализе » Основные эго-защитные механизмы магического и религиозного мировосприятия

Основные эго-защитные механизмы магического и религиозного мировосприятия
Страница 1

В этой главе мы собираемся рассмотреть гипотезу З.Фрейда о соответствии стадиям организации психики человека стадий организации религии, которые мы вывели в конце предыдущей главы. Наши рассуждения строятся на том, что в числе прочих условий каждую стадию организации человеческой психики отличает от предыдущей и последующей доминирование тех или иных защитных механизмов, которые адаптируют психику к внешней и внутренней реальности.

Собственно чем выше уровень адаптивности и сложности защиты, тем более осознанней и сильней человек. Если форма мышления примитивных людей близка мышлению ребенка, то верно и обратное, если принять концепцию повторения филогенеза в онтогенезе. По мнению Фрейда, чем человек взрослей, тем ближе уровень его организации психики к генитальному уровню организации Эго-защит.

Чтобы проиллюстрировать гипотезу З.Фрейда нам необходимо рассмотреть какие Эго-защиты и на каких стадиях формирования религиозного мышления возникают, и на основе этого сделать окончательный вывод.

Дадим определение защиты: “Совокупность действий, нацеленных на уменьшение или устранение любого изменения, угрожающего цельности и устойчивости биопсихологического существования индивида. Поскольку эта устойчивость воплощается в Эго, которое всячески стремится ее сохранить, его можно считать ставкой и главным действующим лицом в этих процессах. В целом, речь идет о защите от внутреннего возбуждения (влечения) и особенно от представлений (воспоминаний, фантазий) причастных к этому влечению, а также о защите от ситуаций, порождающих такое возбуждение, которое нарушает душевное равновесие .

Защитный процесс осуществляется механизмами защиты, в большей или меньшей мере интегрированными в Эго. Будучи отмечена и пронизана влечениями, тем, против чего она в конечном счете направлена, защита подчас становится навязчивой и проявляет себя (по крайней мере отчасти) бессознательным образом” [17, с.145].

Понятие защиты было использовано З.Фрейдом в работе “Исследование истерии” в 1895 году.

З.Фрейд ставит проблему защиты двояким образом с одной стороны ищет истоки так называемой “первичной защиты” в “опыте страдания” подобно тому, как прообразы желания и Эго, как сдерживающей силы был “опыт удовлетворения”. С другой стороны он различает патологическую форму защиты от нормальной при которой не происходит поглощения Эго первичными процессами.

Классификация людей по способам которыми они справляются с тревогой приводит к работам Анны Фрейд и ее Эго психологии [11]. В ее книге “Эго и механизмы защиты” (1936) развиваются представления о том, что основной функцией Эго является защита собственного “Я” от тревоги, возникающей в результате мощных инстинктивных желаний Ид, вызывающих беспокойство проявлений реальности (Эго), а также чувства вины и связанных с этим фантазий (Супер-Эго). Анна Фрейд в своей работе “Эго и механизмы защиты” рассмотрела десять основных защит. С того времени Эго-психология существенно расширила классификацию и количество описываемых защит [25, с.155]. В частности, появилось своеобразное разделение на примитивные (первичные) и вторичные (высшего порядка) защитные механизмы. Примитивные защиты довербальны, дологичны, всеобъемлющи, образны, носят магический характер, то есть похожи на форму мышления примитивных народов и детей. Вторичные защиты работают уже как зрелые Эго-механизмы и не всегда приводят к патологии, и преобладают уже преимущественно в религиозном мышлении.

Страницы: 1 2


Труд
С уважение относиться к труду, как одной из основополагающих норм социальной жизни. Согласно «Исследованию волевой саморегуляции» (приложение №7) у Азата развито чувство собственного долга и ответственности, а значит любая трудовая деятельность будет выполняться качественно и своевременно. Умеет равномерно распределять усилия, обладает ...

Особенности этики делового общения в западноевропейской культурной традиции
Как и на Востоке, в Западной Европе древних времен уделяется большое внимание необходимости учета этических норм и ценностей в деловом общении, постоянно подчеркивается их влияние на эффективность ведения дел. Так, уже Сократ (470 - 399 до н.э.) говорит о том, что "кто умеет обходиться с людьми, тот хорошо ведет и частные и общие д ...

Основные характеристики памяти
Запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание являются основными функциями памяти. Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памя-ти, от которых зависит, насколько продуктивна память человека - это: длитель-ность, быстрота, точность, готовность, объём запоминания и воспроизведения.[4] 9. Объём памяти - способность однов ...

Категории