Психология » Психические механизмы формирования религиозного мировоззрения в классическом психоанализе » Основные эго-защитные механизмы магического и религиозного мировосприятия

Основные эго-защитные механизмы магического и религиозного мировосприятия
Страница 1

В этой главе мы собираемся рассмотреть гипотезу З.Фрейда о соответствии стадиям организации психики человека стадий организации религии, которые мы вывели в конце предыдущей главы. Наши рассуждения строятся на том, что в числе прочих условий каждую стадию организации человеческой психики отличает от предыдущей и последующей доминирование тех или иных защитных механизмов, которые адаптируют психику к внешней и внутренней реальности.

Собственно чем выше уровень адаптивности и сложности защиты, тем более осознанней и сильней человек. Если форма мышления примитивных людей близка мышлению ребенка, то верно и обратное, если принять концепцию повторения филогенеза в онтогенезе. По мнению Фрейда, чем человек взрослей, тем ближе уровень его организации психики к генитальному уровню организации Эго-защит.

Чтобы проиллюстрировать гипотезу З.Фрейда нам необходимо рассмотреть какие Эго-защиты и на каких стадиях формирования религиозного мышления возникают, и на основе этого сделать окончательный вывод.

Дадим определение защиты: “Совокупность действий, нацеленных на уменьшение или устранение любого изменения, угрожающего цельности и устойчивости биопсихологического существования индивида. Поскольку эта устойчивость воплощается в Эго, которое всячески стремится ее сохранить, его можно считать ставкой и главным действующим лицом в этих процессах. В целом, речь идет о защите от внутреннего возбуждения (влечения) и особенно от представлений (воспоминаний, фантазий) причастных к этому влечению, а также о защите от ситуаций, порождающих такое возбуждение, которое нарушает душевное равновесие .

Защитный процесс осуществляется механизмами защиты, в большей или меньшей мере интегрированными в Эго. Будучи отмечена и пронизана влечениями, тем, против чего она в конечном счете направлена, защита подчас становится навязчивой и проявляет себя (по крайней мере отчасти) бессознательным образом” [17, с.145].

Понятие защиты было использовано З.Фрейдом в работе “Исследование истерии” в 1895 году.

З.Фрейд ставит проблему защиты двояким образом с одной стороны ищет истоки так называемой “первичной защиты” в “опыте страдания” подобно тому, как прообразы желания и Эго, как сдерживающей силы был “опыт удовлетворения”. С другой стороны он различает патологическую форму защиты от нормальной при которой не происходит поглощения Эго первичными процессами.

Классификация людей по способам которыми они справляются с тревогой приводит к работам Анны Фрейд и ее Эго психологии [11]. В ее книге “Эго и механизмы защиты” (1936) развиваются представления о том, что основной функцией Эго является защита собственного “Я” от тревоги, возникающей в результате мощных инстинктивных желаний Ид, вызывающих беспокойство проявлений реальности (Эго), а также чувства вины и связанных с этим фантазий (Супер-Эго). Анна Фрейд в своей работе “Эго и механизмы защиты” рассмотрела десять основных защит. С того времени Эго-психология существенно расширила классификацию и количество описываемых защит [25, с.155]. В частности, появилось своеобразное разделение на примитивные (первичные) и вторичные (высшего порядка) защитные механизмы. Примитивные защиты довербальны, дологичны, всеобъемлющи, образны, носят магический характер, то есть похожи на форму мышления примитивных народов и детей. Вторичные защиты работают уже как зрелые Эго-механизмы и не всегда приводят к патологии, и преобладают уже преимущественно в религиозном мышлении.

Страницы: 1 2


Психологические особенности типов исследовательской позиции
В современных условиях все большее значение приобретает стремление и способность человека активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира (А.Н. Поддьяков, 2000, 2001; А.И. Савенков, 2009; А.С. Обухов, 2007), а поиск перестает быть узкоспециализированной деятельностью и становится неотъемлемой характеристикой, стилем жизни лично ...

Ролевое поведение в деловом общении
Любой акт делового общения, детерминированный рассмотренными выше факторами, может быть представлен как ролевое поведение "Роль" — это способ поведения, задаваемый обществом. Она складывается из двух переменных — базовых психологических установок нашего "Я" и ожиданий других людей. Бывает, что в течение одного дня ...

Розовый
Говорят, что оптимисты смотрят на мир «сквозь розовые очки». Неудивительно поэтому, что розовый не только провоцирует приветливость, но и понижает злобность и агрессивность. Созерцание розового настолько притупляет гнев и физическую силу, что этот цвет активно применяют в исправительных заведениях и школах для трудных детей в целях про ...

Категории