ВведениеСтраница 2
Представление о роли мужчины в семье – это, прежде всего, совокупность представлений о последовательно сменяющих друг друга типовых ситуациях, сценариях семейной жизни, когда в результате скоординированной работы нескольких анализаторов складывается определенный образ предмета или явления.
Категория психического образа и представления изначально выступала в качестве основы представлений о душе и сознании в трудах Демокрита и Аристотеля. Проблемой образов и представлений, как психологических понятий, в отечественной науке занимались С.Л. Рубинштейн, А.А. Потебня, Л.С. Выготский, С.Д. Смирнов, Е.В. Руденский, Г.М. Андреева, А.И. Донцов, Т.П. Емельянова, В.Л. Калькова и др. Среди зарубежных психологов необходимо отметить С. Московичи, Ж.-П. Кодол, Д. Жодоле и др. Особое место, данное понятие занимает в трудах гештальтпсихологов М. Вертгеймера, К. Коффки и В. Келлера.
Все выше перечисленное свидетельствует об актуальности и практической направленности данной выпускной работы. В общественном сознании должна произойти переориентация в воспитательных приоритетах в семье. Необходимо поднимать социальную престижность и ответственность отцовства.
Цель исследования – изучить представления у детей о роли мужчины в семьях с различной структурой.
Объект исследования: представления о роли мужчины в семье.
Предмет исследования: представления у детей о роли мужчины в семьях с различной структурой.
Гипотеза: представления о роли мужчины у детей в семьях с различной структурой будут иметь отличия на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.
Исходя из цели работы, были выдвинуты следующие задачи:
1) проанализировать категорию «представление» в психологической науке;
2) описать особенности формирования представления у детей о роли мужчины в процессе полоролевого воспитания в семьях с различной структурой;
3) обосновать программу эмпирического исследования;
4) эмпирически описать представления у детей о роли мужчины в семьях с различной структурой, обобщить результаты и сделать выводы.
Методы исследования:
1) теоретические методы: анализ научно-психологической литературы по проблеме исследования;
2) психодиагностические методы и методики:
- сочинение на тему «Роль мужчины в семье», позволяющее проследить специфику когнитивного, эмоционального и поведенческого уровней представлений;
- методика «Незаконченные предложения» Дж.М. Сакса (в модификации), направленная на выявление отличий в представлениях у детей о роли мужчины в семьях с различной структурой на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях;
- метод контент-анализа.
3) математико-статистические методы: - критерий Фишера.
Исследование проводилось на свободной выборке. Время проведения исследования – с января 2010 г. по апрель 2010 г. В исследовании приняли участие 40 детей: 20 детей из полных семей и 20 детей из неполных семей. Возраст испытуемых – 10-12 лет.
Концепция теории отношений В.Н. Мясищева. Отношения
и личность
Раскрывая сущность понятия "отношение" в психологии, В.Н. Мясищев указывал на то, что психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровн ...
Сущность и атрибуты
имиджа
На пороге информационного общества, призванного изменять представления о социальной действительности, уже сейчас изменяется природа общества, повышаются его требования к человеку и человека к обществу. К сожалению, выборы депутатов нередко попадают в руки специалистов по имиджу, манипулирующих стереотипами массового сознания, а потому в ...
Игра в структуре человеческой деятельности
Итак, главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему:
1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает.
2. Деятельность ч ...