Психология » Представления у детей о роли мужчины в семьях с различной структурой » Теоретические основы изучения представлений у детей о роли мужчины в семьях с различной структурой. Представление, как психологическая категория

Теоретические основы изучения представлений у детей о роли мужчины в семьях с различной структурой. Представление, как психологическая категория
Страница 3

Представления отличаются большой неустойчивостью, изменчивостью, текучестью. Неустойчивость представлений, выражающаяся в изменчивости и текучести некоторых частей, свойств или деталей образа-представления, как бы вводит в представление ряд переменных. Это обстоятельство имеет положительное значение. Благодаря ему, представление приобретает большие возможности для обобщенного представительства различных предметов, чем, если оно было бы абсолютно устойчивым образованием, неизменным во всех своих частях, свойствах и деталях. Также представление может быть обобщенным образом не единичного предмета или лица, а целого класса или категории аналогичных предметов [Руденский Е.В., с. 261-262].

Таким образом, представление – это чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но который ранее в той или иной форме воспринимался. В связи с тем, что представление – это наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или в воображении, различают представления памяти и представления воображения. Представления могут обладать различной степенью общности. Они образуют целую ступенчатую иерархию все более обобщенных представлений, которые на одном полюсе переходят в понятия, между тем как на другом – в образах воспоминания они воспроизводят восприятия в их единичности.

Огромное значение в психологии играют социальные представления, дающие возможность судить о ценностях, духовном состоянии не только отдельных индивидов, а обособленных социальных групп и общества в целом.

Наиболее разработано данное определение в «теории социальных представлений», автором которой выступил французский социальный психолог С. Московичи.

Классическое определение понятия «социальное представление» дано самим С. Московичи и рядом его сотрудников. С. Московичи понимает под социальным представлением сеть понятий, утверждений и объяснений, рождающихся в повседневной жизни в ходе межличностной коммуникации. Для С. Московичи социальные представления есть осмысленные знания, они являются в современном обществе эквивалентом тому, что в традиционных обществах рассматривается как мифы и верования. Они могут быть названы поэтому «современной версией здравого смысла». Д. Жоделе к этому добавляет: «Категория социального представления обозначает специфическую форму познания, а именно знание здравого смысла, содержание, функции и воспроизводство которого социально обусловлены» [Андреева Г.М. Психология социального познания, с. 207].

В этом определении особенно значимо в нашем контексте подчеркивание той мысли, что социальное представление - это форма познания социальной действительности.

Итак, развивая высказанные в этих определениях мысли, можно сказать, что социальные представления рождаются в обыденном, повседневном мышлении с целью осмыслить, понять окружающий человека социальный мир, осмыслить и интерпретировать окружающую человека социальную реальность. Понятно, что именно через социальное представление, посредством его обыденный человек и осуществляет познание социального мира.

По мнению авторов концепции «социальных представлений» (С. Московичи, Ж.-П. Кодол, Д. Жодоле), для человека всегда есть возможность встречи с чем-то «странным и незнакомым». Такая встреча таит в себе опасность разрушить привычный ход вещей, взорвать устоявшийся образ. С. Московичи полагает, что человек испытывает потребность как-то «приручить» новые впечатления и тем самым уменьшить риск неожиданности, приноровиться к новой информации. Он считает, что именно при помощи социальных представлений «странное и незнакомое» становится со временем понятным и знакомым.

В самом деле, мало кто может точно сказать, не будучи специалистом, что такое биохимия, ядерная физика, социология знания или этология. Но каким-то образом обрывки информации об этих сложных материях просачиваются в массовое сознание, простая сумма сведений о них мелькает в повседневных дискуссиях и разговорах и позволяет даже не очень сведущим людям беседовать на эти сложные темы. В этом процессе принимает участие и предшествующий опыт человека, например, отрывочные сведения, почерпнутые в школе, от знакомых и пр. В общем, с участием многих различных источников представления о «странном» сложным путем проникают в «щель» обыденного сознания и как бы трансформируются в нем в достаточно понятное и не столь странное. Происходит, по мнению С. Московичи, «торжество обычного через овладение странным». Это и есть русло социального познания обыденного человека [Андреева Г.М. Психология социального познания, с. 208].

Страницы: 1 2 3 4 5


Наследственные факторы.
Говоря о формировании личности, нельзя не сказать о влиянии внутренних задатков, передаваемых по наследству. Традиция, начатая еще Гиппократом, имеет большую поддержку и в настоящее время (Фрейд, Юнг, Кеттел, Айзенг, Маслоу, Роджерс, Шелдон). Среди психологов, придающих наследственности меньшее значение, следует назвать таких персонолог ...

Уровни общения
Общение может происходить на различных уровнях: 1. Манипулятивный уровень, заключается в том что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера. 2. Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент). 3. Выс ...

Незаконченные фигуры.
Детям раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями и т. д.). У каждого ребёнка наборы фигурок должны быть одинаковыми. Дети должны за 5 - 10 минут пририсовать к фигуркам всё, что угодно так, чтобы получились предметные изображения. Когда ребёнок сдаёт листочек, эк ...

Категории