Психология » Представления у детей о роли мужчины в семьях с различной структурой » Теоретические основы изучения представлений у детей о роли мужчины в семьях с различной структурой. Представление, как психологическая категория

Теоретические основы изучения представлений у детей о роли мужчины в семьях с различной структурой. Представление, как психологическая категория
Страница 1

Для того чтобы наиболее полно и всесторонне изучить представления у детей о роли мужчины в семьях с различной структурой, нам необходимо более подробно остановиться на таких психологических категориях, как «образ», «представление» и «социальные представления».

Понятие образа – сложная, собирательная категория, отражающая определенные явления в различных областях человеческого знания [Иллюстрированный энциклопедический словарь, с. 324]. http://gamble-partners.com/online-casino обзор популярных онлайн казино.

Категория психического образа изначально выступала в качестве основы представлений о душе и сознании (Демокрит, Аристотель). Сознание – это, прежде всего, знание субъекта об окружающем мире и самом себе. Знание сообщает нечто о предмете, внешнем по отношению к тому, кто владеет этим знанием. Иначе говоря, за знанием скрыта никогда не разлучаемая связь субъекта с объектом. Психология обращается к данной проблеме с собственными конкретно-научными запросами, вырабатывая категорию образа в качестве особой реалии бытия [Смирнов С.Д., с. 12].

В результате психического процесса как деятельности мозга возникает то или иное образование – чувственный образ предмета, мысль о нем и т.д. Это образование (образ предмета), однако не существует вне соответствующего процесса, помимо отражательной деятельности. С прекращением отражательной деятельности перестанет существовать и образ. Будучи продуктом, результатом психической деятельности, образ, фиксируясь (в слове), в свою очередь становится идеальным объектом и отправной точкой дальнейшей психической деятельности.

По мнению С.Л. Рубинштейна, образ двояко включается в психическую деятельность [Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, с. 319]. Изучать психические процессы, психическую деятельность, - значит тем самым изучать формирование соответствующих образований. Безотносительно к образованию, которое формируется в процессе, нельзя, собственно очертить и сам процесс, определить его в специфическом отличии от других психических процессов. С другой стороны, психические образования не существуют сами по себе вне соответствующего психического процесса. Психическое образование (чувственный образ вещи, чувство и т.д.) – это, по существу, психический процесс в его результативном выражении. Всякий психический процесс есть отражение, образ вещей и явлений мира, знание о них.

С.Ю. Головин отмечает, что образ – это субъективная картина мира или его фрагментов; включает самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий [Словарь практического психолога, с. 349]. В образах выделяются лишь отдельные и обычно биологически ценные свойства раздражителя.

В мыслительный процесс, по мнению С.Ю. Головина включаются наглядные элементы, в том числе, в виде образных представлений о вещах и их свойствах. Не только отвлеченное значение слова, но и наглядный образ может быть носителем смыслового содержания, значения и выполнять более или менее существенные функции в мыслительном процессе, потому что образ является не замкнутой в себе данностью сознания, а семантическим образованием, обозначающим предмет. Поэтому мы можем мыслить не только отвлеченными понятиями, но и образами, как это с особенной очевидностью доказывает существование метафор и вообще художественное мышление.

С.Л. Рубинштейн отмечает, что образ предмета имеет семантическое содержание. Каждый воспринимаемый нами образ фигурирует обычно в связи с определенным значением, выраженным в слове - обозначает предмет. Образ является совершенным носителем мысли [Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, с. 319].

Одним из важнейших свойств образа является его целостность, его можно сравнить с гештальтом - функциональной структурой, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений. Представители гельштальт-психологии (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер) выдвинули идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. Целостность образа детерменирована онтологически - предметностью объективной реальности, психофизиологически, физиологически и психологически [Смирнов С.Д., с. 98].

Страницы: 1 2 3 4 5


Представление об "образе мира" в психологической науке
В трудах исследователей, занимающихся проблемами формирования образа мира, отсутствует устоявшийся понятийный аппарат, встречается ряд категорий, которые не имеют единой интерпретации. Обращение к сфере становления образа мира встречается в различных областях знаний: психологии, педагогике, философии, этнологии, культурологии, социологи ...

Функции игры в жизни человека
1. Компенсаторная функция Исторически, логически первой функцией игры является компенсация не использованной в борьбе за выживание энергии. "Игра, - отмечал Й.Хейзинга, - старше культуры. В теории Зигмунда Фрейда одним из ключевых является понятие смещенной энергии - высвобождение энергии и ослабление напряжения может происходить ...

Генетические модели наследуемости аутизма
Несмотря на положительные результаты большинства исследований, подтвердивших гипотезу о генетических влияниях на формирование «А», значительная часть собранной информации не позволила проверить достоверность предположения о способах передачи «А» по наследству. Так Ритво со своими коллегами отобрали для анализа только такие семьи, в кот ...

Категории