Теоретические основы изучения представлений у детей о роли мужчины в семьях
с различной структурой. Представление, как психологическая
категорияСтраница 1
Для того чтобы наиболее полно и всесторонне изучить представления у детей о роли мужчины в семьях с различной структурой, нам необходимо более подробно остановиться на таких психологических категориях, как «образ», «представление» и «социальные представления».
Понятие образа – сложная, собирательная категория, отражающая определенные явления в различных областях человеческого знания [Иллюстрированный энциклопедический словарь, с. 324].
Категория психического образа изначально выступала в качестве основы представлений о душе и сознании (Демокрит, Аристотель). Сознание – это, прежде всего, знание субъекта об окружающем мире и самом себе. Знание сообщает нечто о предмете, внешнем по отношению к тому, кто владеет этим знанием. Иначе говоря, за знанием скрыта никогда не разлучаемая связь субъекта с объектом. Психология обращается к данной проблеме с собственными конкретно-научными запросами, вырабатывая категорию образа в качестве особой реалии бытия [Смирнов С.Д., с. 12].
В результате психического процесса как деятельности мозга возникает то или иное образование – чувственный образ предмета, мысль о нем и т.д. Это образование (образ предмета), однако не существует вне соответствующего процесса, помимо отражательной деятельности. С прекращением отражательной деятельности перестанет существовать и образ. Будучи продуктом, результатом психической деятельности, образ, фиксируясь (в слове), в свою очередь становится идеальным объектом и отправной точкой дальнейшей психической деятельности.
По мнению С.Л. Рубинштейна, образ двояко включается в психическую деятельность [Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, с. 319]. Изучать психические процессы, психическую деятельность, - значит тем самым изучать формирование соответствующих образований. Безотносительно к образованию, которое формируется в процессе, нельзя, собственно очертить и сам процесс, определить его в специфическом отличии от других психических процессов. С другой стороны, психические образования не существуют сами по себе вне соответствующего психического процесса. Психическое образование (чувственный образ вещи, чувство и т.д.) – это, по существу, психический процесс в его результативном выражении. Всякий психический процесс есть отражение, образ вещей и явлений мира, знание о них.
С.Ю. Головин отмечает, что образ – это субъективная картина мира или его фрагментов; включает самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий [Словарь практического психолога, с. 349]. В образах выделяются лишь отдельные и обычно биологически ценные свойства раздражителя.
В мыслительный процесс, по мнению С.Ю. Головина включаются наглядные элементы, в том числе, в виде образных представлений о вещах и их свойствах. Не только отвлеченное значение слова, но и наглядный образ может быть носителем смыслового содержания, значения и выполнять более или менее существенные функции в мыслительном процессе, потому что образ является не замкнутой в себе данностью сознания, а семантическим образованием, обозначающим предмет. Поэтому мы можем мыслить не только отвлеченными понятиями, но и образами, как это с особенной очевидностью доказывает существование метафор и вообще художественное мышление.
С.Л. Рубинштейн отмечает, что образ предмета имеет семантическое содержание. Каждый воспринимаемый нами образ фигурирует обычно в связи с определенным значением, выраженным в слове - обозначает предмет. Образ является совершенным носителем мысли [Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, с. 319].
Одним из важнейших свойств образа является его целостность, его можно сравнить с гештальтом - функциональной структурой, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений. Представители гельштальт-психологии (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер) выдвинули идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. Целостность образа детерменирована онтологически - предметностью объективной реальности, психофизиологически, физиологически и психологически [Смирнов С.Д., с. 98].
Социальные представления о личности психолога у представителей различных
профессиональных групп: общая характеристика
По результатам анализа литературы удалось выявить, что социальные представления и социальные стереотипы о психологе определяются процессом генезиса профессии, а также значением, ролью, которые приписываются психологии и другим социальным наукам в обществе в контексте конкретных исторических условий.
Описанные в работах ряда европейских ...
Основные характеристики группы и понятие сплоченности коллектива
Прежде всего, коллектив — это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели (в этом смысле коллективом не может быть хотя и сплоченная, но антисоциальная группа, например, группа преступников).
Во-вторых, это добровольный характер объединения, причем под «добровольностью» здесь понимается не стихийность об ...
Методы индивидуального подхода.
Несмотря на то, что учащиеся достигают лучших результатов, используя предпочитаемый ими учебный стиль, имеет смысл попробовать увеличить гибкость их реакции на внешнюю информацию, выходящую за рамки этого стиля обучения.
Существует специальная методика, развивающая гибкость учащихся к различным стилям, называемая ОЗТ (Обучение – Закре ...
