Теоретические основы изучения представлений у детей о роли мужчины в семьях
с различной структурой. Представление, как психологическая
категорияСтраница 5
Реализацию этих функций обеспечивает особый механизм возникновения социального представления. Он включает в себя три этапа: «зацепление», объектификация и натурализация.
Суть первого этапа - «зацепления» состоит в том, что сначала всякий новый объект (как правило, незнакомый) нужно как-то «зацепить», сконцентрировать на нем внимание, зафиксировать в нем что-то такое, что позволит его вписать в ранее существующую рамку понятий. Тогда на втором этапе можно попытаться превратить обозначение нового неизвестного предмета в более конкретный образ. Этот процесс и называется объектификацией.
Именно в ходе этого процесса незнакомое и абстрактное трансформируется в нечто конкретное, знакомое здравому смыслу. Объектификация чаще всего осуществляется в форме персонализации, т.е. попытки привязать понятие к какой-нибудь личности, более или менее «знакомой». Объектификация может осуществляться и в другой форме: фигурации. При этом содержание понятия, обозначающего для обыденного человека нечто новое, незнакомое, привязывается не просто к имени кого-либо, а к некоторой формуле, связанной с этим именем.
Следующий этап - натурализация, принятие полученного «знания» как некоторой объективной реальности. Неважно, что подобного «знания» едва хватит для разговора в случайной компании, не больше. Важно другое - удовлетворена потребность в приведении новой, встретившейся информации в соответствие с существующей картиной мира, не разрушающей ее; можно сказать, что новое знание «приручено» [Андреева Г.М. Психология социального познания, с. 210-212].
Таким образом, социальные представления рассматриваются как единение природного и духовного начала, природного и духовно-нравственного мира человека. Человек формируется как субъект познания других людей, накапливая и расширяя свой жизненный опыт. Место человека в обществе, его социальная принадлежность, роль в процессе создания материальных ценностей и усваиваемые им в связи с этим морально-этические нормы всегда сказываются на объективности восприятия ими других людей, на его отношение к последним.
Каждый индивид интегрирует и модифицирует в каждый данный момент социальные формы, созданные культурой и отдельными группами. На этом пути ему встречаются различные «посредники»: институты власти, законы, средства массовой информации и пр. Однако самым главным является семья, ее опыт, ее система сложившихся уже ранее представлений. Именно семья призвана обеспечивать ребенку условия, необходимые для его первичной социализации, благодаря которым он осваивает первые социальные роли. У ребенка формируются представления о том, каким должен быть мужчина в семье и о том, какой должна быть женщина. Другими словами формируются определенные полоролевые стереотипы, на которые оказывает влияние структура семьи.
Что такое наркомания?
Наркомания
(от греческого narko - оцепенение, усыпление, онемение и mania - страсть, влечение) - это болезнь, характеризующаяся тотальным поражением личности, сопровождающаяся расстройством психики, приводящая к физическому и моральному распаду. Наркоман постепенно утрачивает чувство собственного достоинства, самоуважения, теряет друзе ...
Библиотерапия
Использование литературных произведений как инструмента психотерапии. Она может применяться в структуре практически всех подходов к психотерапии, в любых ситуациях и форматах. А.Е. Алексейчик (1985) разделяет ее на неспецифическую (ориентированную на реакции успокоения, удовольствия, уверенности, активности и т.д. без нозологической или ...
Психическая структура личности и практика делового
общения
Смена и чередование эмоциональных переживаний, аффективных реакций, разнообразных инстинктов, мотиваций и установок позволяет психике личности адаптироваться к сложным жизненным ситуациям. Такие ситуации зачастую возникают в деловом общении.
Личности с активной и динамичной психикой склонны следить за своими действиями и действиями пар ...