Психология » Представления у детей о роли мужчины в семьях с различной структурой » Специфика полоролевого воспитания в семьях с различной структурой

Специфика полоролевого воспитания в семьях с различной структурой

Половая принадлежность человека – это многоуровневая система, элементы которой формируются на разных стадиях индивидуального развития. Первичное звено этого процесса – хромосомный набор, определяющий пол, который создается в момент оплодотворения и определяет будущую генетическую программу организма. После рождения биологические факторы дополняются социальными. Под влиянием окружающей среды, в процессе социализации формируется половое самосознание, сознание своей половой идентичности и связанная с этим система самооценок и предпочтений [Бороденко М.В., 186].

Совокупность генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании которых различают мужской и женский пол, называется половой дифференциацией. Это фундаментальное и уникальное свойство живого, связанное с функцией воспроизведения себе подобных. У человека половая дифференциация имеет социально-культурную обусловленность.

Традиционная система дифференциации половых ролей и связанных с ними стереотипов маскулинности – феминности отличалась характерными чертами:

- мужские и женские виды деятельности и личные качества различались очень резко и казались полярными;

- различия освещались религией или ссылками на природу и представлялись ненарушимыми;

- мужские и женские функции были не просто взаимодополняющими, но и иерархическими – женщине отводилась зависимая, подчиненная роль, так что даже идеальный образ женщины конструировался с точки зрения мужских интересов [Кон И.С., 78].

Другими словами, представления о психологическом типе мужчин и женщин основывались на мифах, религии, сказаниях и письменной литературе. Герои и героини, реальные или вымышленные, несут в себе целый набор стереотипов, что делает их потенциальными поставщиками характеристик, присущих мужскому или женскому полу. Обобщающим понятием здесь выступает категория «маскулинность/фемининность», являющаяся маркером и коррелятом мужской или женской идентичности.

При анализе природы половых различий большинство авторов (И.С. Кон, Т.Б. Щепанская, А.В. Либин, Д.В. Воронцов, Е.П. Ильин, Ш. Берн и др.), отдавая должное генетическим факторам, подчеркивают важность различных условий социализации мальчиков и девочек, начиная с самого раннего возраста. Так, при наблюдении за играми детей было обнаружено, что мальчики стремятся больше к групповому, коллективному общению, ориентируясь на содержание совместной деятельности, разработку правил. Девочки же были более склонны к формированию микрогрупп из двух–трех человек, при этом для них большую роль играет формирование эмоциональной межличностной связи, которая продолжалась бы и вне игры.

Таким образом, мальчики учатся соблюдать установленные правила, овладевают организационными навыками, усваивают роль «обобщенного другого», в то время как игра девочек способствует развитию эмпатии, чуткости, необходимых для принятия роли «конкретного другого».

Как указывает И.С. Кон, половая роль - это нормативные предписания, связанные с принадлежностью к определенному полу, выполнение которых обеспечивает мужской или женский статус. Это существующие в обществе стереотипы маскулинного и фемининного поведения и соответствующие им представления и ожидания, которым индивид должен соответствовать, чтобы быть признанным человеком того или другого пола (1978) [Кон И.С., 82].

Другими словами половая роль - это не абсолютный набор предписаний и моделей, верный в любой ситуации, а целый комплекс ролей, ролевой репертуар, каждая роль которого имеет свои модели, предписания, стереотипы.

Важную роль в полоролевой социализации играет полоролевое воспитание, на специфику которого, несомненно, накладывает отпечаток структура семьи.

Выделяют полные и неполные семьи. Перейдем к описанию особенностей полоролевого воспитания в полных семьях.


Детерминация человеческого поведения в деловом общении
Овладение приемами и навыками делового общения предполагает знакомство с некоторыми сугубо теоретическими положениями, без знания которых трудно рассчитывать на поведенческую реакцию, адекватную конкретной ситуации. К их числу относится ряд категорий социальной психологии личности, имеющих прямое отношение к объяснению человеческих пост ...

Мое мнение
В одной и той же среде разные люди ведут себя по-разному. Трудные ситуации не являются чем-то необычным в жизни и деятельности человека на разных стадиях его развития и не всегда имеют отрицательный характер. Часто они благоприятствуют развитию. Это происходит тогда, когда под воздействием трудной ситуации в деятельности происходят изме ...

Бихевиоральная школа психологии.
Отличную от этой методику предлагает бихевиоральная школа психологии. Как уже говорилось выше, основным предметом исследования бихевиоральной школы является внешнее поведение. Внутренние аспекты человеческой души почти не рассматриваются из-за отсутствия инструментария для ее объективного исследования. Поэтому и терапия в основном ориен ...

Категории