Психология » Представления у детей о роли мужчины в семьях с различной структурой » Эмпирическое изучение представлений у детей о роли мужчины в семьях с различной структурой. Обоснование программы эмпирического исследования

Эмпирическое изучение представлений у детей о роли мужчины в семьях с различной структурой. Обоснование программы эмпирического исследования
Страница 2

10) мне не нравится, когда мужчина в семье ведет себя …;

11) мне нравится, когда мужчина в семье ведет себя …;

12) при возникновении конфликтов в семье мужчина …

13) по отношению к детям, мужчина в семье …;

14) по отношению к остальным членам семьи, мужчина …

Незаконченные предложения, касающиеся вопросов исследования представлений детей о роли мужчины в семьях с различной структурой, позволяют нам изучить особенности представлений детей по следующим компонентам:

- когнитивный компонент (1-4 предложения);

- эмоциональный компонент (5-7 предложения);

- поведенческий компонент (9-14 предложения).

Для получения искренних и естественных ответов необходимо установить контакт с испытуемыми до процедуры исследования. Но даже если тестируемые рассматривают исследование как нежелательную процедуру и, стремятся скрыть мир своих глубоких переживаний, дают формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений [Бурлачук Л.Ф., с. 104].

Перед обследованием испытуемым дается следующая инструкция: «Ниже находятся четырнадцать частично незаконченных предложений. Прочитайте каждое и завершите его, записывая первое, что придет на ум. Делайте это по возможности быстро. Если вы не можете закончить тему, обведите номер предложения и вернитесь к нему позже».

Для обработки данных, полученных с помощью сочинения и методики «Незаконченные предложения», нами был использован метод контент-анализа - метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации.

Контент-анализ является методом систематизированной фиксации и квантификации единиц содержания в исследуемом материале. Применяется, начиная с 20-х гг. XX в. для обработки материалов средств массовой коммуникации, анализа некоторых социально-психологических явлений в больших социальных группах. В настоящее время метод широко распространен в социальной психологии и социологии. В методическом аспекте контент-анализ находит применение в трех качествах:

- как основной метод, направленный на получение наиболее важной информации об изучаемом явлении;

- как параллельный метод, применяемый в комплексе с другими;

- как вспомогательный метод или процедура обработки данных, полученных при других исследованиях.

В последнем качестве контент-анализ наиболее часто используется в психологической диагностике. В данной работе исследуются отличия в представлениях у детей о роли мужчины в семьях с различной структурой на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.

Суть метода: систематическая и надежная фиксация определенных единиц изучаемого содержания, а также квантификация полученных данных.

Объект исследования в контент-анализе: документы (либо сообщения), в которых фиксируется характер объекта, его включенность в социально-психологическую коммуникационную систему.

Основной круг проблематики контент-анализа в социальной психологии:

- изучение социально-психологических особенностей создателей, через изучение содержания их сообщения;

- изучение социально-психологических явлений;

- изучение социально-психологической специфики различных средств коммуникации;

- изучение социально-психологических особенностей реципиента, т.е. кому направлено сообщение;

- изучение социально-психологических особенностей и аспектов воздействия коммуникаций на реципиента;

- для обработки и уточнения данных, полученных с помощью других методов в социально-психологическом исследовании;

- для изучения научной литературы в области социальной психологии [Бурлачук Л.Ф., с. 134].

В нашем исследовании метод контент-анализ был применен как параллельный, для обработки результатов сочинения и методики «Незаконченные предложения».

Итак, данный блок диагностических методик позволяет нам выявить специфику представлений у детей о роли мужчины в семьях с различной структурой.

Для оценки достоверности различий между процентными долями распределения испытуемых в зависимости от структуры семьи был использован - угловое преобразование Фишера. Эмпирическое значение критерия Фишера вычисляется по формуле:

, (1)

Страницы: 1 2 3


Структурированные методики оценки риска делинквентного поведения у несовершеннолетних правонарушителей
Постоянный рост детской и подростковой преступности является одной из наиболее важных проблем современного общества, которая актуальна как в нашей стране, так и за рубежом. В связи с этим особенно остро встает вопрос о возможной профилактике совершения несовершеннолетними правонарушений, как первичной, так и вторичной (среди группы риск ...

Задача 9
В начале XX века популярной была теория эмоций Джемса и Ланге. Эти психологи считали, что эмоции возникают в результате восприятия человеком изменений, происходящих в собственных мышцах и внутренних органах. Согласно этой теории, не потому человек смеется, что ему смешно, а ему смешно оттого, что он смеется. Не потому у человека льются ...

Приёмы воображения
Воображение способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. Воображение это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Один ...

Категории