Психология » Значимые отношения личности как фактор обращения к Интернет-коммуникации » Значимые отношения личности как фактор обращения к Интернет-коммуникации

Значимые отношения личности как фактор обращения к Интернет-коммуникации
Страница 1

Очевидно, что изучение данного процесса представляет собой самостоятельную научную проблему. При этом осуществление необходимого анализа последствий влияния на личность опыта Интернет-коммуникации вне опасности односторонне-негативной трактовки данного процесса как деструктивного невозможно без изучения как технически обусловленной специфики опосредованного компьютером общения, так и смысловых детерминант обращения субъекта к межличностному взаимодействию в виртуальной среде.

Характеристики межличностного взаимодействия в Сети, отличающие его от "естественных" контактов, определяются техническими ограничениями, изменяющими привычные параметры коммуникативного пространства. Традиционно к их числу относят невидимость собеседников (в большинстве случаев), возможность анонимного общения, преимущественно текстовый формат сообщений, преодоление пространственной разнесенности, изменение привычных временных циклов, безопасность, высокий уровень контроля над ситуацией. В большинстве научных публикаций перечисленные черты рассматриваются как автономные свойства виртуальной реальности – вне учета "человеческого" фактора, то есть мотивационно-смысловых детерминант, обусловливающих обращение личности к "виртуальному" общению. Эта методологическая установка закономерным образом приводит исследователей к констатации патологического характера Интернет-взаимодействия, иллюстрацией чему служит распространенная теория Интернет-зависимости.

С опорой на методологические принципы исследования личности и деятельности, разработанные отечественными психологами, нами было предложено альтернативное объяснение субъективной привлекательности "виртуального" общения, в основание которого легла теория значимого отношения. По нашему мнению, активное вовлечение личности в виртуальное взаимодействие обусловлено не наличием у неё психопатологических отклонений, а потребностью в завязывании и поддержании значимых отношений с другими людьми. Указанные ранее черты Интернет-коммуникации облегчают реализацию данной потребности субъектам затрудненного "естественного" общения. Для проверки выдвинутой гипотезы нами было проведено онлайновое исследование, в котором приняли участие пользователи наиболее посещаемых чатов Рунета, а также популярных местных чат-ресурсов. Всего в исследовании приняли участие 284 посетителя чатов из тридцати городов России, ближнего и дальнего зарубежья. Диагностический пакет включал в себя шесть методик: полуструктурированное интервью, методику исследования значимых отношений А.А. Кроника, опросник межличностных отношений В. Шутца, тест – опросник MMPI (в адаптации В.Ф. Березина), модифицированную методику семантического дифференциала, методику диагностики типологий психологической защиты Г. Келлермана и Р. Плутчика, шкалу Интернет-зависимости К. Янг. Для обработки количественных данных нами применялись методы математической статистики.

Проведенное исследование позволило выделить три группы пользователей чатов, различающихся по своим индивидуально-психологическим особенностям, но в равной степени отличающихся затрудненностью непосредственного общения ("тревожные интроверты", "звезды", "нонконформисты"). Данные опросника В. Шутца выявили противоречия в структуре межличностных потребностей (стратегий) "чатников": при общей ориентации "к людям" посетители чатов характеризуются низким принятием ответственности как за собственные действия, так и за действия других людей, а также отличаются контрастными значениями выбираемой межличностной дистанции - крайней дистанцированностью и избирательностью, или, напротив, неразборчивостью в установлении отношений аффилиации. Интернет-зависимыми согласно критериям К. Янг могли быть названы лишь 5% опрошенных, при этом была выявлена достоверная обратная статистическая зависимость между выраженностью "аддиктивной" симптоматики и "стажем" общения в чате. Данный факт согласуется с предположением Дж. Грохола о том, что "Интернет-зависимость" является временным эффектом освоения субъектом возможностей виртуальной реальности ("эффект новизны"). Ярко выраженного преобладания какого-либо из защитных психологических механизмов по результатам опросника Г. Келлермана и Р. Плутчика у "чатников" также отмечено не было, однако применение критерия χ-квадрат позволило выявить отрицательную связь между показателем Интернет-аддикции и шкалой вытеснения.

Обработка результатов методики значимых отношений А.А. Кроника и модифицированного семантического дифференциала показала существование различий как в восприятии и оценке "реальных" и "виртуальных" значимых других посетителями чатов (наличие разных критериев "значимости"), так и в выбираемой стратегии взаимодействия с ними. Так, у "реальных" значимых других пользователями отмечались комплиментарные личностные черты: "взрослость", заботливость, способность защищать и вызывать доверие, уверенность в себе, принятие ответственности. В целом отношения с "реальными" близкими квалифицируются как длительное межличностное взаимодействие с субъектами, обладающими определенными ресурсами для реализации поведенческих моделей любви и заботы. "Виртуальные" значимые другие характеризовались респондентами как общительные, отзывчивые, доброжелательные, жизнерадостные, откровенные, независимые. Таким образом, значимый другой выступает "соучастником" личностных изменений было, однако коэффициент "улучшающих" связей (по терминологии А.А. Кроника) был достоверно выше в случае "виртуальной" коммуникации.

Страницы: 1 2


Метрический уровень моторного построения и его роль в рисунке
Уровень С. Специально исследуя этот вопрос на очень обширном материале с привлечением данных фило- и онтогенезе, патологии и экспериментальных исследований, Н. А. Бернштейн обнаружил следующее. В зависимости от того, какую информацию несут сигналы обратной связи: сообщают ли они о степени напряжения мышц, об относительном положении част ...

Основные процессы памяти
Основные процессы памяти – это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Запоминание – происходит при восприятии человеком предметов и явлений, что приводит к переменам в нервных сплетениях коры головного мозга. Образуются временные условно-рефлекторные связи (следы памяти). Запоминание может быть как произвольным, так и не ...

Обучение запоминанию в дошкольном детстве
При обучении запоминанию надо постепенно приучать детей переходить от непосредственного повторения к отсроченному повторению, от повторения вслух к повторению про себя. Переход от внешнего к мысленному повторению делает запоминание более продуктивным. Начиная с четырёхлетнего возраста детей можно учить запоминать одни вещи при помощи др ...

Категории