"Логика"
бессознательного конфликтаСтраница 1
Трехкомпонентная модель личности позволяла разграничить понятие о Я и о сознании, истолковать Я как самобытную психическую реальность и тем самым как фактор, играющий собственную роль в организации поведения.
Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу.
Инстинкты, содержащиеся в «Оно» стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе. «Сверх-Я», в содержание которого входит совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает его о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе.
Таким образом «Я» становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются «Оно» и «Сверх-Я». Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком. Поэтому Фрейд постоянно подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками. Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так как это фактически не возможно), то хотя бы смягчить конфликт между «Оно» и «Сверх-Я».
На первый взгляд может даже показаться, что именно Я, это сознательное начало, является той движущей силой, которая заставляет Оно изменять направление своей деятельности в соответствии с санкциообразующими нормативами социального бытия.
Однако во фрейдовской структуре личности дело обстоит иначе: не Я управляет Оно, а наоборот, Оно исподволь, невластно диктует свои условия Я .
Как покорный слуга бессознательных влечений, фрейдовское Я пытается сохранить свое доброе согласие с Оно и внешним миром. Поскольку ему это не всегда удается, в нем самом образуется новая инстанция – Сверх-Я или Идеал-Я, которая царит над Я как совесть или бессознательное чувство вины.
Во фрейдовской модели личности Сверх-Я указывается как бы высшим существом, отражающим заповеди, социальные запреты, власть родителей и авторитетов. Если Я - это главным образом представитель внешнего мира, то Сверх-Я выступает по отношению к нему как защитник интересов Оно.
По своему положению и функциям в психике человека Сверх-Я призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений, то есть переключение социально не одобренного порыва Оно в социально приемлемый импульс Я, и в этом смысле как бы солидаризируется с Я в обуздании влечений Оно. Но по своему содержанию фрейдовское Сверх-Я оказывается все же близким и родственным по отношению к Оно, поскольку является наследником эдипова комплекса и, следовательно, выражением самых мощных движений Оно и самых важных libid'ных судеб его.
Сверх-Я даже противостоит Я как поверенный внутреннего мира Оно, что может привести к конфликтной ситуации, чреватой нарушениями в психике человека. Таким образом, фрейдовское Я предстает в виде несчастного сознания, которое, подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии как с Оно, так и со Сверх-Я.
Хотя Фрейд признавал наследственность и природность бессознательного, субъективно он верил в способность осознания бессознательного, что наиболее рельефно было им выражено в формуле: Там, где было Оно, должно быть Я .
Однако наиболее эффективным является механизм, который Фрейд назвал сублимацией. Этот механизм помогает направить энергию, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в художественной деятельности. Механизм сублимации трактуется как основной источник творчества.
В принципе Фрейд и считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешной эта деятельность является потому, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис или очищение человека от нее. Либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера человека.
Общие итоги
Основными проблемами стиля жизни являются мои привычки, нужно отказываться от некоторых наслаждений, которые могут понизить уровень здоровье, которое пока соответствуют норме. Выявленными проблемами психического здоровья являются: уровень эмоционального напряжения, нужно получать от жизни больше радости, ведь все не так уж и плохо, радо ...
Процесс и концепции обучения
Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.
Если педагогу не удается возбудить активность учащихся в овладе ...
Разнообразие взглядов на самооценку.
Понятие "самооценка" в психологии сформировалось не сразу. Ученые постепенно углубляли и расширяли это понятие. Ниже мы рассмотрим концепции тех психологов, которые внесли значительный вклад в развитие этого понятия.
Уильям Джеймс. Первым, кто ввел понятия “самооценка”, “образ самого себя” в структуру личности был Уильям Джей ...
