НЛП и психологические проблемы стилей обучения » Как избежать усреднения учащихся.

Как избежать усреднения учащихся.
Страница 1

К сожалению, в реальном мире большая наполняемость классов и ограниченный промежуток времени снижают возможности учителя использовать индивидуальные подходы. Ограниченность рынка учебников, общее стремление к стандартизации, жесткие временные рамки могут «искалечить» и наиболее талантливых и преданных своему делу учителей. Следует иметь в виду, что на первых этапах на определении учебных стилей и адаптацию уроков требуется значительное время. Однако с практикой приходит опыт, и временные затраты существенно уменьшаются.

Хотя в целом все дети обучаемы, существуют ученики с естественной неспособностью к обучению, с отклонениями в физическом развитии, с физиологическими нарушениями т.д. Учащийся визуального типа с нарушением зрения и ученик, чья краткосрочная память ослаблена вследствие травмы, требуют больше внимания и творческого участия со стороны учителя, чем ребенок, стиль обучения которого просто не совпадает с общепринятым.

Именно на учителе продолжает оставаться высокая степень ответственности за детей – все зависит от его способности оценить потребности учащихся, изобрести такие виды деятельности на уроке, которые устроили бы всех учащихся, найти необходимые для этого средства, и, наконец, преодолеть губительное воздействие стандартизации и ограниченности во времени.

Обучение всего класса предполагает использование более чем одного набора учебных материалов, ориентированных на несколько стилей обучения. Также учителя составляют планы урока, принимая во внимание состав своих классов. Возможен подбор домашних заданий таким образом, чтобы дать ученику возможность справиться с ним с использованием предпочитаемого им стиля обучения. Его можно познакомить со стратегиями обучения, чтобы он смог выработать для себя такие стратегии, которые бы позволили ему усваивать информацию, способ подачи которой ориентирован на другие, не предпочитаемые этим ребенком стили. Во время индивидуальной консультации, посвященной стилю обучения этого ребенка, ему можно показать способы, пользуясь которыми, он сможет изменить характер поступающей информации.

Например, ученика визуального типа можно научить представлять вербальную информацию в зрительных образах, а также порекомендовать ему чаще проявлять свои потребности на уроках – например, просить учителя записывать информацию на доске. Учитель также может поместить учащегося группы риска в малую группу. Если хотя бы один ученик этой группы разделяет его учебные предпочтения, этот ребенок может получить помощь от своих сверстников. Учитель может также изобрести для работы на уроке и дома «многомерные» задания, которые позволят учащимся выбрать упражнение более всего соответствующее его учебному стилю. Наконец, учителю будет необходимо поработать над учебным стилем того ученика, который является единственным представителем какого-то стиля в классе.

В заключении, приведем алгоритм, отражающий самое важное в разделе «Стили обучения», с помощью которого можно предсказать факторы риска для каждого из учащихся и достаточно успешно обучать весь класс:

1) Определить стили обучения каждого учащегося (возможно использование методов НЛП).

2) Определить, какой стиль является усредненным в классе.

3) Определить, кто не соответствует стилю большинства.

4) Определить стиль преподавания учителя и отметить случаи конфликта со стилями обучения учащихся.

5) Определить ориентацию учебных материалов (учебников, пособий, раздаточных материалов и т.д.) и отметить случаи конфликта со стилями обучения учащихся.

Страницы: 1 2


Категории